Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданные для осуществления органам государственной власти города Москвы

Текст Закона

1. К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданным для осуществления органам государственной власти города Москвы, относится предоставление гражданам, указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О статусе военнослужащих“ и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан»:
1) жилого помещения в собственность бесплатно;
2) жилого помещения по договору социального найма;
3) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

2. Порядок предоставления гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения устанавливается Правительством Москвы.

Комментарий

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.02.2012 N 43-ПП (ред. от 24.04.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан»
В г. Москве обеспечиваются жилищные права отдельных категорий граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей:
— уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более;
— уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
— уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Для улучшения жилищных условий ДЖП и ЖФ предоставляет таким гражданам жилые помещения из жилищного фонда города Москвы в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также денежные выплаты для приобретения или строительства жилых помещений. Конкретный способ улучшения жилищных условий выбирается гражданами самостоятельно на основании личного заявления.
Денежная выплата — единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, направляемая на улучшение жилищных условий граждан, для приобретения ими в собственность жилого помещения.
На членов семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, распространяются гарантии, установленные для граждан, указанных в настоящем Положении.
Расчет размера денежной выплаты, предоставляемой гражданам, осуществляется с применением нормативов общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, установленных пунктами 16, 16 (1) и абзацем первым пункта 16 (2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, для участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, то есть:
33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м — на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется. Эти нормативы применяются, если:
а) гражданин — участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином — участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином — участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В противном случае размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, но не менее чем за 5 лет.
Определение общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма или в собственность бесплатно, осуществляется в соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». ( см. комментарий к ст. 20 Закона)
Способы улучшения жилищных условий граждан- оформление в пользование на условиях договора социального найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы; оформление жилых помещений жилищного фонда города Москвы гражданам в собственность бесплатно;
приобретение в собственность жилых помещений гражданами с использованием денежной выплаты. В целях получения денежной выплаты гражданами предоставляются:
— заявление гражданина о предоставлении денежной выплаты;
— копии паспортов граждан, членов их семей, свидетельств о рождении членов семьи до 14 лет, свидетельств о заключении или расторжении брака;
— справки о наличии или отсутствии в собственности граждан, членов их семей жилых помещений, расположенных за пределами города Москвы (в населенных пунктах по месту прохождения службы)


Оглавление комментария

Преамбула Закона
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Общие положения
Статья 3. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 4. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий
Статья 4.1. Права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
Статья 5. Компетенция и полномочия органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения
Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, переданные для осуществления органам государственной власти города Москвы
Статья 6. Комиссия по жилищным вопросам Правительства Москвы
Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Статья 7. Условия признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях
Статья 8. Основания для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях
Статья 9. Учетная норма площади жилого помещения
Статья 10. Последствия совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий
Статья 11. Порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях
Статья 12. Отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Глава 3. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ
Статья 12.1. Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ
Статья 13. Жилищный учет
Статья 14. Сохранение за жителями города Москвы права состоять на жилищном учете
Статья 15. Снятие жителей города Москвы с жилищного учета
Статья 16. Порядок ведения жилищного учета и перерегистрации жителей города Москвы, принятых на жилищный учет
Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ МОСКВОЙ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Статья 17. Очередность обеспечения жителей города Москвы жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы
Статья 18. Категории жителей города Москвы, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств города Москвы
Статья 19. Категории граждан, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета
Статья 20. Размер площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы
Статья 21. Принятие решения о предоставлении в пользование либо приобретении в собственность жилых помещений с помощью города жителями города Москвы
Статья 22. Порядок предоставления в пользование либо приобретения в собственность жилых помещений с помощью города жителями города Москвы
Статья 23. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору социального найма
Статья 24. Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма
Статья 25. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору безвозмездного пользования
Статья 26. Жители города Москвы, которым жилые помещения предоставляются по договору безвозмездного пользования
Статья 27. Порядок предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования
Статья 28. Жители города Москвы, которым жилые помещения предоставляются по договору найма
Статья 29. Общие положения по предоставлению жилых помещений по договору найма
Статья 30. Порядок предоставления жилых помещений по договору найма
Статья 31. Приобретение жилых помещений с использованием субсидий
Статья 32. Порядок использования субсидий для приобретения или строительства жилых помещений
Статья 33. Приобретение жилых помещений по договору купли-продажи с рассрочкой платежа
Статья 34. Условия приобретения жилого помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа
Статья 35. Приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств
Статья 36. Условия приобретения жилого помещения по договору купли-продажи, в том числе с использованием заемных (кредитных) средств
Статья 37. Общие положения по предоставлению освободившихся комнат в коммунальных квартирах
Статья 38. Порядок предоставления освободившейся комнаты в коммунальной квартире
Статья 39. Право жителей города Москвы на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера
Статья 40. Право жителей города Москвы на замену жилого помещения по состоянию здоровья
Статья 41. Заключение договора о предоставлении жилого помещения
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Автор комментария: Адвокат Полина Кобзева