Департамент городского имущества обратился в суд с иском к группе граждан и нотариусу о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, истребовании квартиры из владения покупателей и признании права собственности на данную квартиру как на выморочное имущество, признании покупателей недобросовестными приобретателями квартиры и их выселении.
Как было дело:
В 2014 году умерла одинокая собственница квартиры. Мошенники по поддельным документам получили свидетельство о наследстве и продали квартиру ответчикам.
Поскольку наследник на самом деле не наследник, эта сделка недействительна и квартира должна быть возвращена в собственность государства.
Суд первой инстанции встал на сторону покупателей, указав:
— Граждане проверили записи в Росреестре, где продавец был указан законным собственником. Так что заявление о их недобросовестности не подтвердилось.
— Государство много лет не занималось квартирой, хотя соответствующие органы имеют такие полномочия.
Действительно, «наследник» является мошенником и продавать квартиру не имел права.
Вместе с тем, суд первой инстанции нашел убедительными и заслуживающими внимания приведенные стороной ответчика доводы о неправомерности заявленных требований и добросовестности приобретения квартиры.
Кроме того, суд применил сроки исковой давности.
Суд второй инстанции с этими доводами согласился.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 года № 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан» префектурам административных округов адрес предписано обеспечить совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города контроль за передачей в Департамент жилищной политики и жилищного фонда сведений об умерших одиноких гражданах, в том числе о жилых помещениях, в которых более шести месяцев никто не проживает; о жилых помещениях, за которые более шести месяцев не производится оплата жилищных, коммунальных и иных услуг, или оплата производится от имени умершего лица. Данные сведения подлежат передаче в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, ежемесячно.
Пунктом 3.2.1 данного постановления Правительства Москвы префектурам административных округов адрес также предписано организовать в установленном порядке проведение регулярных обследований жилых помещений управами районов адрес и направлять информацию в Департамент жилищной политики и жилищного фонда адрес в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, ежемесячно.
Пунктами 2.3, 2.5, 2.7, 2.8 указанного постановления Правительства Москвы предусмотрено, что по истечении 6-месячного срока Департамент жилищной политики и жилищного фонда адрес после получения паспортных данных умершего собственника жилого помещения и сведений о государственной регистрации его смерти направляет запрос в Московскую городскую нотариальную палату о наличии открытого наследственного дела в отношении данного наследодателя и обращается к нотариусу с соответствующими документами. Для государственной регистрации права собственности Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда адрес в 20-дневный срок с момента получения свидетельства о праве на наследство по закону на жилое помещение обращается в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве. Данные о жилом помещении, перешедшем в порядке наследования по закону в собственность адрес, на основании свидетельства о государственной регистрации права вносятся Департаментом жилищной политики и жилищного фонда адрес в установленном порядке в Реестр объектов собственности Москвы в жилищной сфере.
В соответствии с п. 2.5 распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес от 6 ноября 2008 года № 2763 «О мерах по выполнению постановления Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 639-ПП» на управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес в административных округах была возложена организация сбора сведений и учета жилых помещений, освободившихся за смертью собственников жилья.
Таким образом, бездействие публично-правового образования как участника гражданского оборота, не оформившего в разумный срок право собственности, в определенной степени создает предпосылки к его утрате, в том числе посредством выбытия соответствующего имущества из владения данного публичного собственника в результате противоправных действий третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2017 года № 6-П «По делу о проверке конституционности положения п. 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации» признал положение пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой оно допускает истребование как из чужого незаконного владения жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от его добросовестного приобретателя, который при возмездном приобретении этого жилого помещения полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости и в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на него, по иску соответствующего публично-правового образования в случае, когда данное публично-правовое образование не предприняло — в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности при контроле над выморочным имуществом — своевременных мер по его установлению и надлежащему оформлению своего права собственности на это имущество.
В случае установления обстоятельств, касающихся непринятия публично-правовым образованием своевременных мер по установлению и надлежащему оформлению права собственности на выморочное жилье, данное публично-правовое образование не вправе воспользоваться таким способом защиты, как виндикация жилья у добросовестного приобретателя.
Таким образом, добросовестный приобретатель не должен отвечать за ошибки государства и его бездействие.
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос