Изучив законопроект № 120505-7, называемый далее «Закон о реновации», мы решили прокомментировать его соответствие пояснительной записке к закону.
Пояснительная записка- это документ, дающий разъяснение целей и задач принятия нового закона.
Изучение этих двух документов в совокупности оставляет много вопросов.
С текстом пояснительной записки можно ознакомиться здесь.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, «В Москве остается значительный объем морально и физически устаревшего жилищного фонда, требующего срочного обновления».
Именно этим вызвана необходимость срочного принятия нового закона. Далее в пояснительной записке неоднократно говорится о «реновации». Однако нигде-ни в тексте пояснительной записки, ни в законопроекте- нет определения самого понятия «реновация». Между тем в правоприменительной практике оно имеет различные толкования.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 21.01.2003 N 28-ПП Реновация жилищного фонда — замена не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на высвобождаемой территории.
Согласно «СП 147.13330.2012. Свод правил. Здания для учреждений социального обслуживания.
Правила реконструкции», …Реновация здания: комплекс взаимосвязанных строительных работ, включающий в себя полную реконструкцию объекта, его дальнейшую адаптацию к новым потребностям, изменение функционального назначения…
Согласно Приказу Минстроя РФ от 02.12.1996 N 17-152, Реновация- полное восстановление муниципального и государственного жилищного фонда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации вводимые федеральным законодателем нормы должны отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности.
Неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, чем создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями
Отсутствие единого определения понятия «реновация жилищного фонда» делает неопределенной цель принятия закона и может негативно сказаться на единообразии применения проектируемых норм.
Кроме того, это (отсутствие точного определения реновации) — коррупциогенный фактор.
В соответствии со ст. 1.2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Как сказано в пояснительной записке, «на законодательном уровне отсутствует необходимое правовое регулирование вопросов переселения граждан из сносимых многоквартирных домов».
Это утверждение не соответствует действительности.
Как видно из «записки», речь идет о «реновации» именно московского жилищного фонда.
Между тем в городе Москва более десяти лет действует Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 (ред. от 28.12.2016) «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве», регулирующий эти правоотношения.
Далее «Пояснительная Записка» сообщает о том, что «Процесс подготовки территории, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в соответствии с действующим законодательством составляет в среднем около 3, 5 лет. При этом приемлемый срок строительства при реновации жилой застройки не должен значительно превышать двух лет».
Руководствуясь такими соображениями, авторы законопроекта считают возможным внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следующие изменения:
Особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1″О статусе столицы Российской Федерации«, устанавливаются указанным Законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.
В случае внесения изменений в правила землепользования и застройки, подготовки и утверждения документации по планировке территории в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве положения частей 11 — 15 статьи 31, частей 5 — 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.
Таким образом, устанавливается приоритет внутреннего закона субъекта РФ- города Москвы над нормами кодекса (Градостроительного), тогда как законодательством Российской Федерации установлен приоритет норм кодифицированных актов перед нормами других нормативных правовых актов ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
То есть Законопроектом нарушаются самые основы законодательства с неясной целью. Учитывая общую коррупциогенность законопроекта, о целях нетрудно догадаться. Это «смычка» девелоперов, понастроивших миллионы квадратных метров, которые теперь не покупаются никем, и аффилированных чиновников, таким образом решающих проблемы застройщиков.
Далее «Записка» поясняет, что законопроект касается исключительно Москвы, реновация будет осуществляться «на основании соответствующей программы» и этой программой будут определены перечни серий подлежащих сносу домов. К сожалению, в самом законе ничего подобного нет. Остался совершенно нераскрытым вопрос определения конкретных подлежащих сносу домов. Это только усиливает общую коррупциогенность принимаемого закона.
Пояснительная записка также предполагает осуществление качественного благоустройства и озеленения территорий, обустройство необходимыми объектами социальной инфраструктуры. К сожалению, пояснительная записка нормой права не является, а в самом законопроекте нет об этом ни слова. То есть принудительным переселенцам никакая инфраструктура по закону не положена.
Далее пояснительная записка гласит: «для обеспечения жилищных прав граждан законопроектом устанавливается порядок переселения граждан из сносимых многоквартирных домов, разработанных с учетом ранее успешно апробированного порядка переселения жителей в равнозначное жилье».
Это, мягко говоря, лукавство. Ранее апробированный порядок полностью соответствовал Конституции РФ, нормы же законопроекта их, как и права граждан, прямо нарушают.
Это рассмотрено нами в отдельной статье.
Согласно Записке, «в целях обеспечения успешной реализации программы предусматривается создание специализированной некоммерческой организации- фонда содействия реновации, который сможет выступать как заказчиком нового строительства, так и застройщиком.
При этом законопроектом положения о деятельности данной организации вовсе не конкретизированы.
Так, в соответствии со статьей 12317 ГК РФ юридическое лицо в организационно-правовой форме фонда может быть учреждено только гражданами и (или) юридическими лицами в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Также «фонд содействия» получает по сути функции исполнительного органа власти города Москвы, что некорректно и создает благоприятные условия для коррупции.
В целом указанный законопроект, видимо, не подвергался антикоррупционной экспертизе, что противоречит статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и создает благоприятную почву для злоупотреблений.
В случае нарушения ваших прав вы можете обратиться к юристам нашей организации, написав нам по электронной почте advkpv@mail.ru и в Телеграм
Другие статьи о реновации в Москве
1. Реновация: проект закона о гарантиях и компенсациях
2. Закон о реновации. Права граждан. Комментарий адвоката
3. Закон о реновации. Коррупциогенность. Комментарий адвоката (эта статья)
4. Закон о реновации. Голосование. Комментарий адвоката
5. Равноценное и равнозначное возмещение при сносе жилья
6. Возмещение нанимателю сносимого жилья
7. Возмещение собственнику сносимого жилья
8. Права членов семьи собственника жилого помещения при сносе дома
9. Что предоставляют собственникам коммунальных квартир при сносе пятиэтажек
10. Что предоставляют нанимателям коммунальных квартир при сносе пятиэтажек
11. Права собственника нежилого помещения при сносе дома
12. Как защитить дом от реновации
13. Реновация,новый закон.Реализация
14. Реновация: закон о гарантиях и компенсациях
15. Возмещение собственникам. Право на землю
16. Формирование земельного участка под многоквартирным домом
17. Реновация: поправки в проект Федерального закона
18. Равнозначность помещения и позиция Верховного суда РФ
19. Реновация:закон принят во втором чтении
20. Реновация: итоги законотворчества
21. Реновация: жителям коммуналок
22. Реновация в Москве: Итоги мая
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос