Второй коронавирусный обзор: уголовное и административное право

Обзором Верховного суда от 30.04.2020г. по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 даны очередные разъяснения в целях обеспечения единообразия судебной практики.

1. Что следует понимать в диспозициях статей 207.1 и 207.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) под заведомо ложной информацией и ее распространением под видом достоверных сообщений?

Cообщение признается заведомо ложным только в случаях, когда судом неопровержимо установлено, что лицо действовало с прямым умыслом, сознавало, что размешенная им под видом достоверной информация является ложной, и имело цель довести эту информацию до сведения других лиц.

2. В чем состоит публичность распространения информации, указанной в диспозициях статей 207.1 и 207.2 УК РФ?

Признак публичности пристутсвует, если такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме, как-то в устной, письменной, с использованием технических средств и т.д.
При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться в использовании для этого средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе мессенджеров (WhatsApp, Viber и других), в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи, распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

3. Применительно к части 1 статьи 236 УК РФ, что следует понимать под «массовым заболеванием или отравлением людей» либо «созданием угрозы наступления таких последствий»?

Поскольку данный признак преступления является оценочным, при решении этого вопроса следует принимать во внимание не только количество заболевших или получивших отравление людей, но и тяжесть заболевания.
С этой целью суд вправе привлечь соответствующих специалистов, например, представителей органов санэпиднадзора, росполртебнадзора и т.д.
При этом угроза наступления послествеий в целях отнесения ее к уговно-наказуемым деяниям, должна быть реальной, когда массовое заболевание или отравление людей не произошло лишь в результате вовремя принятых соответствующими органами мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, или в результате иных обстоятельств, не зависящих от воли лица, нарушившего правила.

4. Как следует разграничивать уголовную ответственность по части 2 статьи 236 УК РФ и административную ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП РФ?

Такая ответственность разграничивается в зависимости от последствий.
В случае наступления смерти человека ответственность будет уголовной, в ином случае административной при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью 1 статьи 236 УК РФ (не установлено наличие массового заболевания или отравления людей либо создание угрозы наступления таких последствий).

5. Возможно ли в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции, рассмотрение судами уголовных дел и материалов с использованием систем видеоконференц-связи?

Да, возможно по усмотрению суда в целях обеспечения, в том числе, санитарно-эпидемиологической безопасности участников уголовного судопроизводства, в целях недопущения распространения инфекции, проведение всего судебного заседания с использованием систем видеоконференцсвязи, что позволит обеспечить личное участие и соблюдение процессуальных прав граждан.

6. Относятся ли к материалам , требующим срочного рассмотрения, ходатайства органов предварительного расследования о наложении или продлении срока ареста на имущество?

Да, поскольку эти меры направлены на защиту гарантированного статьей 52 Конституции РФ права лиц, пострадавших от преступления, на возмещение причиненного им ущерба, и связано с ограничением конституционного права на частную собственность.

7. Подлежат ли срочному рассмотрению судами ходатайства об условно-досрочном освобождении, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного?

Да, в обязательном порядке.

8. Исходя из того, что мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, может быть избрана или продлена лишь в исключительных случаях, вправе ли суд при наличии таких оснований принять решение об избрании иной, более мягкой, меры пресечения либо об изменении заключения под стражу на иную, более мягкую, меру с учетом ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции и рисков ее распространения в изоляторах временного содержания и в следственных изоляторах?

Да, разумеется, на усмотрение суда, с учетом факта проведения карантинных мероприятий в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

9. Является ли обязательным проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.61 КоАП РФ?

Нет, не является обязательным; вопрос о проведении такого расследования решается уполномоченными лицами при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

10. Образуют ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП РФ, действия водителя транспортного средства, выразившиеся в управлении транспортным средством при наличии у него водительского удостоверения, срок действия которого истек 1 февраля 2020 г. или в иной день после указанной даты?

Нет, поскольку согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 275 , российское национальное водительское удостоверение, срок действия которого истек или истекает в период с 1 февраля по 15 июля 2020 г. включительно, признается действительным до срока, определяемого в соответствии с пунктом 3 Указа (это срок должно определить Министерство внутренних дел).


Контакты

Фейсбук: Моя страница
Фейсбук Мессенджер : Задать вопрос