Государственная Дума рассмотрела во втором чтении законопроект, который может существенно изменить процедуру поступления выпускников 9-х классов в учреждения среднего профессионального образования. Нововведение, изначально запланированное как локальный эксперимент, получило поддержку значительного числа регионов. В чем суть этих изменений, какие регионы затронет реформа и как она повлияет на образовательную траекторию школьников?
Суть законодательной инициативы и расширение эксперимента
Законопроект № 221952-8 «О внесении изменений в статью 59 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» предусматривает упрощение процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) для девятиклассников, планирующих продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования (СПО).
Согласно действующей редакции Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (часть 3 статьи 59), итоговая аттестация после 9 класса включает обязательную сдачу четырех предметов в форме ОГЭ: два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору обучающегося.
Новый законопроект предлагает для выпускников, планирующих поступать в колледж или техникум, сократить число экзаменов до двух: только русский язык и математика. Это должно снизить учебную нагрузку на подростков и упростить их путь к получению профессионального образования.
Ключевое изменение ко второму чтению — значительное расширение географии эксперимента
Если изначально предполагалось опробовать новую систему в пяти пилотных регионах, то теперь их число увеличено до двенадцати.
В список вошли:
1. Москва
2. Санкт-Петербург
3. Московская область
4. Республика Татарстан
5. Ленинградская область
6. Новосибирская область
7. Белгородская область
8. Кемеровская область
9. Свердловская область
10. Калининградская область
11. Нижегородская область
12. Сахалинская область
Важно отметить, что все эти субъекты были включены в эксперимент исключительно по их инициативе и после предоставления гарантий, что система готова принять всех желающих, а в образовательных учреждениях имеется достаточное количество мест.
Юридический механизм реализации и защита прав учащихся
Реформа будет реализована в рамках эксперимента, правовой основой для которого служит часть 1 статьи 20 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающая возможность экспериментальной деятельности для совершенствования и развития системы образования.
Детальный порядок проведения ГИА определяется Приказом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования». В рамках эксперимента в этот нормативный акт будут внесены временные изменения, действующие только для участвующих в эксперименте регионов.
Одним из ключевых вопросов, вызвавших общественную дискуссию, стала судьба учащихся, которые не поступят в учреждения СПО или передумают получать профессиональное образование. Законопроект предусматривает механизм защиты их образовательных прав: в случае непоступления или изменения образовательной траектории, выпускники смогут сдать дополнительные два экзамена ОГЭ в резервные дни летом или в дополнительный период в сентябре.
Согласно п. 76 вышеупомянутого Приказа № 189/1513, резервные дни проведения ОГЭ предусмотрены в основной период (июнь-июль), а согласно п. 78 — дополнительный период проведения ГИА устанавливается в сентябре.
Поступление в 10 класс регулируется локальными нормативными актами общеобразовательных организаций на основании статьи 30 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Школы смогут адаптировать свои правила приема с учетом особенностей проведения эксперимента.
Мнения экспертов и общественная дискуссия
Законопроект с момента его внесения в Государственную Думу вызвал оживленную дискуссию среди педагогов, родителей и экспертов в области образования.
Сторонники изменений, в числе которых Комитет Государственной Думы по просвещению, указывают на следующие преимущества:
1. Снижение психологической нагрузки на учащихся
2. Возможность более ранней профориентации
3. Стимулирование интереса к рабочим профессиям
4. Увеличение доступности среднего профессионального образования
Сторонники инициативы отмечают, что эти изменения могут стать важным шагом к созданию более гибкой системы образования, учитывающей разнообразие образовательных траекторий современных школьников.
Критики законопроекта высказывали опасения, что ограничение числа экзаменов может «закрыть двери» в 10 класс для тех, кто не поступит в колледж. Однако, как пояснили авторы законопроекта, эти опасения безосновательны — механизм дополнительной сдачи экзаменов обеспечит сохранение всех образовательных возможностей для выпускников 9-х классов.
По мнению экспертов в сфере образования, критически важно обеспечить информирование учащихся и их родителей о всех нюансах новой системы, чтобы избежать неверных представлений и возможных проблем.
Перспективы и возможные результаты эксперимента
Эксперимент рассчитан на переходный период и предполагает тщательный мониторинг результатов. Законодательно закреплено, что в случае выявления каких-либо сложностей или нарушений прав обучающихся, депутаты обязуются оперативно внести необходимые корректировки.
В пресс-релизе Комитета Государственной Думы по образованию и науке отмечается: «Без среднего образования дети не останутся. Это принципиальная позиция законодателей и Министерства просвещения».
По результатам эксперимента могут быть приняты следующие решения:
1. Распространение практики на все регионы России
2. Корректировка механизма с учетом выявленных проблем
3. Возврат к прежней системе, если эксперимент окажется неудачным
Важным аспектом реформы является ее соответствие государственной стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 03.03.2021 № 500-р, одной из задач которой является модернизация системы профориентации и повышение доступности программ СПО.
Заключение
Предлагаемые изменения в правилах государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов представляют собой попытку сделать более гибкой образовательную траекторию подростков, стремящихся получить профессиональное образование. В случае успешной реализации эксперимента в двенадцати пилотных регионах, эта практика может быть распространена на всю территорию России.
Ключевым фактором успеха станет не только техническая организация процесса, но и информационная поддержка реформы, разъяснение всех нюансов новой системы учащимся и их родителям. Особенно важно донести информацию о том, что даже в случае изменения образовательных планов у выпускников сохранится возможность продолжить обучение в школе после сдачи дополнительных экзаменов.
Законодатели и Министерство просвещения подчеркивают экспериментальный характер изменений и готовность к оперативной корректировке механизма в случае выявления каких-либо проблем в ходе его реализации.
Образовательное право – одна из самых динамично меняющихся отраслей современной юриспруденции. Помогая семьям с детьми защищать их образовательные права, я регулярно сталкиваюсь с ситуациями, когда учебные заведения неправильно трактуют новые нормы или создают необоснованные препятствия. Апелляции результатов экзаменов, оспаривание отказов в приеме документов, защита права на образование при переходе на новые образовательные траектории – сфера, где каждый случай требует индивидуального подхода и глубокого понимания не только законов, но и реальной правоприменительной практики.
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос