Одной из главных проблем, возникающих при расследовании дел о взяточничестве, является низкий уровень подготовки следователей именно к работе по такого рода делам.
«В настоящее время приезжающие на повышение квалификации следователи отличаются инфантильностью, меньшей степенью компетентности, более низким уровнем вузовской подготовки.
Они не знают тактических приемов ведения допроса, не умеют формулировать идентификационные и диагностические вопросы экспертам, недостаточно владеют навыками планирования и взаимодействия с оперативными работниками и другими подразделениями и службами.
На вопрос о том, почему они мало читают и интересуются криминалистической и другой юридической литературой, практически все заявляют о том, что у них для этого практически не остается времени. Бумажная волокита — различные справки, карточки, отчеты, оперативные совещания буквально съедают все рабочее время. Постепенно профессия следователя из творческой, романтической по многим причинам перешла в разряд строго формализованной, нудной, однообразной и рутинной.
По мнению многих руководителей и преподавателей, профессионализм следователей, оперативных работников, прокуроров и судей неуклонно снижается, но это не вина современных юристов-практиков, правоприменителей и правоохранителей, а их беда.
Причины данного явления коренятся в основании самого современного общества и государства. Одной из главных причин такого положения дел является снижение общего уровня образования в стране и отставание, отрыв науки от практики. Не обошло это явление и криминалистику. На практических и семинарских занятиях студенты все чаще стали делать доклады на основе научных статей, в которых нет конкретики, новых знаний, зато присутствует часто наукообразность, поэтому часто всей группой приходится заниматься буквально переводом с русского профессорского языка на русский общедоступный язык, так, иногда под вывеской «тактика» реально нет никакого тактического содержания и смысла.
Современные учебники не раскрывают главный вопрос криминалистической тактики: КАК?»[1]
Не будем обманываться — десять тысяч попавшихся на взяточничестве в 2014 году- это, разумеется, не профессионалы. Большинство из них попалось на взятке до трех тысяч рублей, предложенной сотруднику полиции.
Практика требует от следователя высокого профессионализма, опыта, глубокого знания сущности этого преступления и методов его доказывания, а порой и личного гражданского мужества.
К сожалению, опытных и профессионально зрелых следователей остается все меньше.
В Следственном Комитете, в чьей подследственности находятся дела о взяточничестве, на 2/3 следственный аппарат сформирован из сотрудников, имеющих стаж работы менее 5 лет.
Более того!
Автор был чрезвычайно удивлен, прочитав что Министерством труда и социальной защиты РФ был принят подготовленный Главой отдела СК РФ Государственный стандарт по специальности «Следователь Криминалист» объемом 33 листа.
В этом стандарте, где зафиксированы все предъявляемые к будущему Следователю требования, слово Коррупция употребляется только в словосочетании- «Непримиримость к преступным проявлениям, коррупционному поведению», а среди навыков и умений о расследовании взяточничества не говориться вообще![2]
15 января 2011 во исполнение 403-ФЗ был образован Следственный комитет Российской Федерации.
Одновременно, Федеральным законом от 28.12.2010 N 404 ФЗ в 151 статью УПК РФ были внесены изменения, отдавшие расследование преступлений о взяточничестве следователям Следственного комитета.
1 ноября 2010 года Институт повышения квалификации Следственного Комитета Российской Федерации осуществил первый набор слушателей.
В дальнейшем, 27 января 2014 года Институт был преобразован в Академию СК РФ.
В настоящее время это основной источник подготовки кадров для СК РФ.
Однако, если проанализировать статью, о кадрах СК РФ, опубликованную в его корпоративном журнале «Вестник Следственного комитета», №3-4 за 2010 год. (более новых сведений нет, журнал с конца 2010 года больше не выкладывается на сайт [3]), можно сделать вывод, что следователи не работают в СК РФ слишком уж долго.
Так, стаж работы до года имели 30% персонала, от года до трех- 25%- то есть половина персонала СК- неопытные и молодые сотрудники.
В 2009 году из системы Следственного комитета по различным основаниям уволились 1664 работника (11,5% от общего числа работающих), в 2008 году – 2396 (19,2%).
Несложно подсчитать, что при таких темпах увольнения весь состав СК поменяется через 6–8 лет.
В 2009 году на нижестоящие должности были перемещены 392 сотрудника.
Причины такого положения дел – большая нагрузка, недостаточное количество опытных руководителей, следователей, способных передать практический опыт вновь назначенным работникам, увеличение количества приказов о наказании (депремирование, снижение доплат за сложность, напряженность) и, как следствие, сокращение денежного содержания.
В следственных отделах районного звена сотрудников в возрасте до 30 лет – 79,7%, от 30 до 40 лет – 17,2%. То есть только чуть более 3% следователей составляют люди старше 40 лет.
На мысль о недостатке внимания, которое руководство СК уделяет процессу адаптации молодых работников, наводит тот факт, что возраст всех самоубийц (а таковых было шесть человек) составлял от 21 до 31 года; большинство из них работали в ведомстве непродолжительное время.
Таким образом, мы видим, что СК РФ очевидно не справлялся в 2010 году, и наверняка не справляется сейчас, пытаясь готовить сотрудников для себя в своих учебных заведениях — и вынужден брать вчерашних выпускников гражданских юридических вузов на работу.
И получается, что вчерашние, вполне обычные студенты, должны будут расследовать преступления, в том числе- коррупционной направленности.
Отдавая должное огромным позитивным изменениям, произошедшим за последние 10 лет в законодательстве Российской Федерации, посвященным борьбе с коррупцией в целом, и с взяточничеством в частности, автор, имея в виду, что законы лишь помогают следователю в борьбе с преступностью, но сами преступников не ловят, решил посмотреть на проблему борьбы с взяточничеством с другой стороны- а именно, проверить, как обстоит дело с подготовкой будущих следователей к борьбе с таким опасным преступлением как взяточничество
Что натолкнуло нас на это небольшое исследование?
При ознакомлении с решениями судов по ст. 290 УК РФ, содержащихся в правовой базе данных «Консультант-плюс» (более 15 миллионов документов) — автор обратил внимание на то, что почти 99,9 % решений- касаться лишь взяток, переданной наличными деньгами.
Автор не увидел ни одного дела, где речь шла бы о дачи взятки, например, имущественным комплексом.
Автору не попались на глаза и дела, где взятки перечислялись бы на счет в зарубежном банке.
Можно подумать, что таких дел нет!
Хотя, и это понятно каждому юридически образованному человеку, перечисление денег через виртуальных операторов, на виртуальные кредитные карты через специально для этого купленные телефонные номера- оставляя, конечно, некие электронные следы- дают, тем не менее, практически полную анонимность.
Понимая, что расследование и простого, неквалифицированного взяточничества представляет собой далеко не легкую задачу, автор тем не менее не ожидал, что подобных дел не будет вовсе
Выше отмечалось несовершенство действующего законодательство, и прекрасный пример такого необъяснимого несовершенства нам дает 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем…»[4], в котором разрешены анонимные переводы до 15 тысяч рублей без открытия счета.
Мы надеемся, что этот пункт, однажды, конечно, будет удален.
А пока, под видом борьбы с взяточничеством, сайты систем электронных платежей публикуют статьи, на первый взгляд, направленные на борьбу со взяточничеством, а на поверку- представляющие из себя простым языком написанные инструкции, для тех «кто хотел, но боялся спросить, как», например, достаточно известна статья «О взятках в webmoney».[5]
Для того чтобы понять, как в настоящее время проводится подготовка будущих следователей, автором ознакомился с Программами по криминалистике ведущих юридических вузов Москвы, а именно
1) МГУ
2) МГЮА
3) ВШЭ
4) МГИМО
5) Университета МВД
6) Университета им. Шолохова
7) Академии Труда и Социальных отношений (где заведует Кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики автор нескольких прекрасных учебников по уголовному праву Людмила Валентиновна Иногамова-Хегай)
И некоторых других [6]
А так же было изучено содержание новейших учебников по криминалистике, продающихся в книжных магазинах Москвы
Автор пришел к выводу, что, несмотря на тот факт, что мир вокруг очень быстро меняется, программы по криминалистике не успевают за этими стремительными изменениями
Как и в любой науке, в современной криминалистике есть признанные звезды, из-под пера которых. или под редакцией которых, выходят все современные учебники
Так, в данный момент среди учебников на сайте интернет- магазина « Озон»[7] лидируют
1) Криминалистика, Учебник, под редакцией Владимира Васильевича Агапова, Профессора Кафедры Криминалистики Московского Университета МВД.
Методика расследования взяточничества занимает в нем 10 страниц- 395-405 стр. [8]
2) Криминалистика, Учебник, под редакцией Леонида Яковлевича Драпкина, Доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного работника прокуратуры Российской Федерации. [9]
Это большой, серьезный учебник, но на все Коррупционные преступления в нем отведено 22 страницы- 650-672 стр.
3) Криминалистика, Учебник, под редакцией Игоря Викторовича Александрова, Доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой криминалистики юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, заслуженного юриста Российской Федерации.
Основы методики расследования взяточничества и коррупции занимают в нем 33 страницы-300-333[10]
4) Криминалистика, учебник под редакцией Николая Павловича Яблокова, Заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного юриста РФ, профессора, доктора юридических наук, профессора кафедры криминалистики юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Это учебник для Бакалавров, поэтому Методика расследования взяточничества дается кратко- на 3 страницы- 261-264 [11]
5) Криминалистическая методика для дознавателей. Учебник. Под редакцией Александра Георгиевича Филиппова, Профессора кафедры криминалистики Московского университета МВД России, кандидата юридических наук, заслуженного работника высшего образования РФ, автора около 170 научных и научно-методических работ.
Очень хороший учебник, однако не для Следователей.
Поэтому о коррупционных преступлениях в этом ученике нет ни единого слова. [12]
Какой можно сделать вывод, ознакомившись с данными учебниками?
Исходя из требований, предъявляемых Приказом министра образования и науки от 4 мая 2010 г. N 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)», в результате изучения базовой (обязательной) части цикла обучающийся должен уметь:
— применять технико-криминалистические средства и методы;
— правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований;
— анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста);
— использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций.
Кроме того, он должен владеть навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств.
Иными словами, бакалавр — это специалист-практик, которого учат для работы в конкретной отрасли.
В соответствии с Приказом Министерства образования от 14 декабря 2010 г. N 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» магистратура в целом нацелена на научную работу.
Не стоит забывать, что выпускник-магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями в педагогической деятельности:
— способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
— уметь управлять самостоятельной работой обучающихся и эффективно осуществлять правовое воспитание.
Все вышеназванные учебники соответствуют государственному стандарту.
Все они имеют приблизительно одинаковое содержание-укладывающееся в традиционные рамки преподавания дисциплины Криминалистики.
И примерно соответствуют следующему плану:
— Основы методики расследования взяточничества и коррупции
— Криминалистическая характеристика взяточничества и других видов коррупции
— Особенности расследования взяточничества и коррупции
— Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества и коррупци
— Типичные следственные ситуации, основные направления и задачи расследования
— Программы расследования в типичных следственных ситуациях
— Средства доказывания при расследовании взяточничества и коррупции.
Большинство этих книг- стереотипные издания, то есть выпускаются без существенных изменений годами. В магазине можно сравнить содержание учебников — и во всех просмотренных содержание не меняется несмотря на год выпуска – 2010 или 2015.
Кроме того, два из них написаны представителями Научной Школы МГУ- то есть, не сильно различаются по внутреннему содержанию (хотя это, конечно, великая Школа Права), три остальных написаны представителями ведомств, которые УЖЕ не занимаются расследованием взяточничества.
ВУЗовские Программы по Криминалистике, за исключением программ самой Академиии СК РФ, Института им. Шолохова и, простите автору нескромность, ВШЭ — тоже не поражают своим содержанием.
Конкретно на расследование взяточничества в них отводиться от двух до четырех часов, спецкурсы по борьбе с коррупцией — редкость, и, при всем уважении к истории и авторитету Юридического Факультета МГУ и Академии МГЮА, УМК по криминалистике Факультета Права ВШЭ, вне всякого сомнения, лучший.
С точки зрения автора, было бы неплохо, чтобы все ВУЗы России имели что-то аналогичное- или пользовались методикой ВШЭ.
Должен отметить, что декларируемая программа Академии СК РФ чрезвычайно хороша:
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины:
Особенности расследования коррупционных преступлений: криминалистический аспект.
Тема 8. Методика расследования взяточничества
Криминалистическая характеристика взяточничества. Значение установления способа совершения преступления. Организация начального этапа расследования.
Криминалистические признаки взяточничества в деятельности должностных лиц.
Следственные ситуации начального этапа расследования. Комплекс первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Средства доказывания по делам о взяточничестве. Значение и особенности расширения доказательственной базы.
Применение научно-технических средств при раскрытии и расследования данных категории преступлений. Способы легализации и введения в доказательственную базу данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Обеспечение полноты и всесторонности расследования по делам о взяточничестве. Комплекс последующих следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Типичные версии защиты и способы их проверки. Обеспечение полноты, всесторонности и объективности расследования.
Служебный подлог. Халатность. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Тема 9. Особенности расследования взяточничества, совершаемого в различных отраслях деятельности.
Особенности расследования взяточничества в правоохранительных органах.
Особенности расследования взяточничества в органах местного самоуправления.
Особенности расследования взяточничества в здравоохранении. Особенности расследования взяточничества в образовательных учреждениях. Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации начального этапа расследования. Тактика производства осмотра места происшествия. Тактика производства обыска и выемки. Тактика производства допросов и очных ставок. Составление плана допроса. Тактика подготовки и назначения судебной фоноскопической, судебной психолингвистической экспертиз»
Но не лучше программы ВШЭ.[13]
Конечно, автор должен отметить, что сама Академия СК РФ — лидер в проведении семинаров и конференции по Криминалистике: только за последние годы силами своих сотрудников издавшая, помимо прочего, три сборника материалов по итогам конференций:
1. Взаимодействие органов государственной власти при расследовании преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 23 октября 2014 года), посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского учёного Николая Сергеевича Алексеева, Москва, 2014;
2. Актуальные проблемы расследования преступлений. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 23 мая 2013 года) В 2-х частях, Москва, 2013
3. Противодействие преступлений коррупционной направленности: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей Москва, 2012
И несколько интересных книг, например:
«Квалификация Деяния. Тактика и методика расследования коррупционных преступлений. Настольная Книга Следователя (Юнити,2015)
Понятно, что, Академия СК РФ, наряду с ВШЭ- один из лидеров по разработке УМК по криминалистике.
Кроме того, Академия проводит семинары — где довольно много новаций по организации расследований коррупционных преступлений.
Отметим — автор данной работы далеко не единственный, обративший внимание на проблему преподавания курса по криминалистике.
Большое количество прекрасных ученых, как, например, О.В.Челышева, С.А.Ялышев (соавторы статьи «Криминалистика и образование: проблемы теории и практики»)- пишут:
«Правоохранительная практика показывает, что успешную борьбу с преступностью могут осуществлять лишь всесторонне и профессионально подготовленные сотрудники.
Для успешного осуществления предупреждения, раскрытия и расследования преступлений большое значение имеет криминалистика и разрабатываемые ею соответствующие технические средства, тактические приемы и методы расследования преступлений.
В связи с этим исключительно актуальной является проблема профессиональной, в том числе криминалистической, подготовки работников, привития будущим и действующим сотрудникам следственных подразделений специальных практических навыков, связанных с криминалистическими знаниями.
В то же время обязанность эффективно бороться с современной преступностью предъявляет все более высокие требования к следователю, его теоретической подготовке, объему практических навыков и личностным качества»
И, ниже:
«В криминалистике как науке приветствуется неординарность мышления, выдвижение новых и критический пересмотр уже имеющихся положений, научная дискуссия между различными авторами. На такой основе наука развивается и углубляется. Другое дело — учебный курс криминалистики.
Он дает ту систематизированную, необходимую и достаточную теоретическую подготовку, которая потребуется будущему практику.
На этой базовой основе следователь может более осмысленно и обоснованно применять новые технические средства, оценивать полученные результаты, легче адаптироваться в нестандартных ситуациях, осуществлять самообразование.
Но на практике работают выпускники различных учебных заведений, обучающиеся по различным учебникам. Они должны однообразно понимать криминалистическую терминологию, говорить и мыслить «на одном языке», оперировать одинаковыми категориями, иметь одинаковый уровень подготовки.
Такое возможно только в том случае, когда криминалистика преподается одинаково и во Владивостоке, и в Калининграде. Поэтому учебный курс криминалистики во всех учебных заведениях одного уровня должен быть единообразным и относительно стабильным во времени. Отсюда и требование к учебникам совсем иное, чем к научным трудам.
Если учебники не ориентированы для подготовки научных кадров, то они не должны быть проводниками отдельных научных взглядов их авторов, не должны быть собранием различных точек зрения авторов научных дискуссий и научных теорий.
Они должны на основе общепризнанных теоретических положений обосновывать применение тех или иных технических средств, приемов и методов, которые необходимы выпускнику-практику этого уровня подготовки, должны учить их работать по избранной специализации.
Поэтому учебники должны быть не только рассчитаны на определенный уровень подготовки, но и максимально ориентироваться на определенную специализацию обучаемого»
Какой же вывод я могу сделать по итогам этого рассмотрения первой проблемы?
А вот какой.
Лучшим на данный момент пособием по борьбе со взяточничеством, на мой взгляд, является небольшая, но чрезвычайно содержательная книга «Особенности расследования взяточничества» Кушниренко С.П, вышедшая в Санкт-Петербурге в 2002 году.
В этой книге есть лишь один минус.
Она издана 13 лет назад.
Может быть, автор охладел к данной теме, или изменились его жизненные планы- но, тем не менее, данная книга начинает медленно устаревать.
На данное обстоятельство обращается внимание в современной криминалистической литературе.
В частности, отмечается, что, «будучи включены в методику и апробированы практикой, средства, методы и приемы не всегда подтверждают свое соответствие изменениям в криминальной деятельности, свою эффективность, поэтому нуждаются в постоянном улучшении, совершенствовании».[14]
Конечно, в рамках традиционного курса все пока в порядке-тактика допроса не сильно изменилась, но вот тактика обыска уже могла измениться, законодательство не стояло на месте эти 13 лет, то что раньше было можно- уже нельзя, и наоборот.
Поэтому, я думаю, Факультет Права ВШЭ должен, да просто обязан, как один из лидеров в преподавании предмета Криминалистики среди ВУЗов Росси- взять на себя труд выпустить подобное пособие- и поддерживать его в актуальном состоянии, раз, скажем, в квартал сверяя текст пособия с изменившимся законодательствам, и при необходимости- внося правки.
К тому же, у Факультета Права ВШЭ есть опыт в этой сфере- силами аспирантов, под руководством Профессора Т.Г.Морщаковой, была написана, и доведена до печати прекрасная книга «Пересмотр судебных актов…»[15]
Надо ли говорить, что выпуск этой книги НАВСЕГДА, при должном, регулярном обновлении, закрыл бы данную тематику для ВСЕХ остальных юристов и юридических факультетов России?
Кто дерзнет выпускать то же самое своими словами, если в этой книге есть все, что нужно?!
Так и с выпуском Пособия по борьбе со взяточничеством.
Осуществленное силами Аспирантов Факультета Права — оно может навсегда закрыть образовавшуюся брешь в обучении студентов и аспирантов всей страны.
И способствовать повышению авторитета как ВУЗа в целом, (а мы ведь еще хотим быть в ТОП-5 ВУЗов России?) так и написавших его персоналий.
[1]«О роли, месте и значении криминалистики, или Проблемы, тенденции и перспективы ее развития в постбелкинский период (Дегтярев С.В.) («Российский следователь», 2014, N 5)»
[2] Приказ Минтруда России от 23.03.2015 N 183н «Об утверждении профессионального стандарта «Следователь-криминалист» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 N 36755)
[3] http://sledcom.ru/activities/books/item/1073/
[4] Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)
[5] «О взятках в webmoney». http://www.kelindo.ru/statii/91/
[6] Бесплатная юридическая магистратура в Москве — 2012
[7] http://www.ozon.ru/
[8] http://www.ozon.ru/context/detail/id/19856577/
[9] http://www.ozon.ru/context/detail/id/23909825/
[10] http://www.ozon.ru/context/detail/id/28673986/
[11] http://www.ozon.ru/context/detail/id/31051764/
[12] http://www.ozon.ru/context/detail/id/32127860/
[13]http://www.hse.ru/data/2014/10/27/1309921293/
[14] Криминалистика: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. М., 2008. С. 561
[15] «Пересмотр судебных актов в гражданском, арбитражном и уголовном процессе. Учебное пособие»
http://static.ozone.ru/multimedia/
book_file/1011055950.pdf
Содержание:
Способы подготовки, совершения и сокрытия взяточничества
1.Введение
2.Борьба со взяточничеством в России
2.1.Исторический аспект борьбы со взяточничеством:от Руси до России
2.2.Современное состояние борьбы со взяточничеством
3.Классификация и характеристика способов совершения взяточничества
3.1.Криминалистическая характеристика взяточничества
3.2.Способы подготовки взяточничества
3.3.Способы совершения взяточничества
3.4.Способы сокрытия взяточничества
4.Проблемы расследования взяточничества
4.1.Проблемы теоретической подготовки следователей
4.2.Алгоритмы расследования коррупционных преступлений
5.Заключение
6.Библиография
Автор: Кугно Алексей Валериевич, Магистратура Факультета Права НИУ ВШЭ, 2015.
Ссылки действительны на момент написания.
Эта работа опубликована под лицензией «Attribution» CC BY
(разрешается использовать в любых целях с указанием авторства и ссылки на страницу заимствования в сети Интернет)
Methods of preparation, feasance and concealment of bribery
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос