В случае, если прокуроский надзор осуществляет ненадлежащим образом, это ведет в конечном итоге к существенному нарушению прав граждан, а также к отмене судебных решений, вынесенных на основании собранных органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, доказательствами.
В пример можно привести Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2010 N 8-О10-15. Уголовное дело о получении взятки в крупном размере направлено на новое рассмотрение со стадии судебного разбирательства, так как не все доказательства получили оценку в соответствии с установленными в судебном заседании обстоятельствами, некоторые обстоятельства, установленные в судебном заседании, имеющие существенное значение для правильного принятия решения, оставлены судом без внимания.
В рассмотренном деле заявитель посчитал незаконным и необоснованным участие прокурора С. в организации ОРМ в отношении Сдвижкова, поскольку именно С. был инициатором комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предшествовавших возбуждению уголовного дела.
Именно он дал указание начальнику УБЭП УВД по области С. о проведении ОРМ, в то время как, законодательство УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные нормативные акты — запрещали С. делать это.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор мог давать органу дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в досудебном производстве только по возбужденному уголовному делу. До возбуждения уголовного дела давать указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий прокурор не мог.
В соответствии с п. 3 ст. 7 и ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор мог давать органу дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в ходе досудебного производства лишь по возбужденному уголовному делу, находящемуся в его производстве. В то же время прокурор не имел права давать органу дознания указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий как до возбуждения уголовного дела, так и по возбужденному уголовному делу, не находящемуся в его производстве.
И. о. прокурора С. и по его указанию следователь прокуратуры незаконно участвовали в подготовке и проведении в отношении Сдвижкова Е. Н. оперативного эксперимента, сопряженного с элементами других оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Согласно ч. 6 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только должностные лица органов, наделенных правом на оперативно-розыскную деятельность. Производство ОРМ не уполномоченными на то физическими и юридическими лицами запрещено. Этот предусмотренный законом запрет распространялся на прокуроров и прокурорских следователей, т. е. и на С. с Ф.
Вопреки требованиям закона и. о. прокурора С. и следователь Ф. в июне 2007 г. активно участвовали в подготовке и проведении оперативного эксперимента в отношении Сдвижкова Е. Н. Более того, в подготовке и проведении оперативно-розыскного мероприятия против подсудимого С. «играл» ведущую роль:
— С. склонил Б. к подаче заявления об якобы осуществляемом Сдвижковым Е. Н. вымогательстве у Б. рублей с передачей рублей 6 июня 2007 г. С. склонил Б. к имитации в рамках так называемого оперативного эксперимента вручения Сдвижкову Е. Н. взятки. С. при подготовке к оперативному эксперименту дал Б. указание собрать рублей. Б. указание С. выполнил. 6 июня собранные им деньги были использованы во время так называемого оперативного эксперимента для имитации взятки. С. дал указание Б. подыскать для использования в оперативных мероприятиях в качестве понятых четырех «надежных» людей. Б. данное указание выполнил через своих подчиненных, подобравших четырех зависимых от них людей, исполнивших при оперативном эксперименте функции случайных понятых, а в ходе судебного разбирательства уголовного дела — свидетелей обвинения, которым были подсказаны заведомо для них ложные показания. Эти ложные показания подобранные по указанию Б. граждане дали в судебном заседании, хотя были предупреждены об ответственности за дачу ложных показаний.
— Незаконный комплекс ОРМ против подсудимого под общим названием «оперативный эксперимент» сотрудники УБЭП УВД пообласти с ведома и согласия С. готовили в служебных кабинетах прокуратуры.
— После подготовки в помещениях прокуратуры всего комплекса незаконных ОРМ и «визита» Б. в рамках оперативного эксперимента к Сдвижкову Е. Н. следователь Ф. по незаконному указанию С. вместе с оперативными работниками УБЭП УВД по области прибыл в здание Администрации. Получив сообщение Б. о проведенной провокации, Ф. совместно с сотрудниками УБЭП заявился в служебный кабинет Сдвижкова Е. Н.
Без возбужденного уголовного дела под видом осмотра места происшествия, прикрываясь присутствием следователя Ф. сотрудники УБЭП провели незаконные оперативные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» обследование помещения, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов…..
Таким образом, ненадлежащий прокурорский надзор привел к тому, что доказательства, добытые при осуществлении ОРД, оказались недостоверными, нарушен принцип ЗАКОННОСТИ.
Между тем, за несоблюдение закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрена ответственность:
1) Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации
— наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ст. 330 УК РФ).
2) Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса,
— наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2.1.То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 283 УК РФ).
3) Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий,
— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового ст. 284 УК РФ).
4) Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении,
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (ст. 17.7 КоАП РФ).
Прокурор во всех случаях должен действовать объективно. Обвинять только виновных и следить за тем, чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности, а тем более осужден.
Не случайно ч. 4 ст. 37 УПК РФ гласит: «Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования».
Оглавление Прокурорского надзора
1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
2. Необходимость прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
3. Сущность прокурорского надзора
4. Ненадлежащее осуществление прокурорского надзора
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос