Сущность прокурорского надзора

Предметом надзора за оперативно-розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ, а также законность решений, принимаемых субъектами ОРД (ст. 29 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из прав человека и гражданина в этом контексте имеются в виду в первую очередь право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Генеральная прокуратура РФ предписывает прокурорам при проведении проверок законности в ОРД обращать особое внимание на следующие вопросы:
1) наличие оснований для проведения ОРМ, в том числе осуществляемых с разрешения суда;
2) соответствие ОРМ целям и задачам ОРД;
3)возможность проведения только тех мероприятий, исчерпывающий перечень которых дан в законе;
4) соблюдение условий и порядка проведения ОРМ;
5) правомерность решений о производстве или прекращении ОРД;
6) недопустимость применения информационных систем, технических средств, способных наносить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде;
7) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД;
8) соблюдение установленного порядка использования результатов ОРД;
9) законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение правил их регистрации, постановки на оперативный учет и снятия с учета лиц, в отношении которых проводятся ОРМ

Проверка исполнения Закона об ОРД производится не произвольно по усмотрению прокуроров, а при наличии соответствующих оснований, к которым относятся:
— наличие жалоб граждан и обращений должностных лиц;
— результаты изучения материалов уголовных дел;
— информация о фактах ненадлежащего реагирования на поручения органа дознания, следователя и суда, указания прокурора;
— наличие плановых заданий и предписаний вышестоящего прокурора; — анализ состояния законности в данной сфере, которым фиксируется отсутствие положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, их раскрытию, розыску преступников и лиц, без вести пропавших.

Понятие «уполномоченные прокуроры» означает, что надзор за ОРД с учетом ее специфики могут осуществлять не все прокуроры, а лишь ограниченный их круг.
По должности уполномоченными прокурорами являются руководители территориальных и специализированных органов прокуратуры:
— Генеральный прокурор РФ,
— его заместители,
— прокуроры субъектов РФ,
— приравненные к ним военные, транспортные и другие специализированные прокуроры,
— прокуроры городов и районов (и приравненные к ним).
Из прокуроров структурных подразделений (управлений и отделов) надзор за ОРД могут осуществлять лишь те сотрудники, на которых он возложен приказом соответствующих руководителей органов прокуратуры.
Копии этих приказов (либо выписки из них) направляются для сведения руководителям оперативно-розыскных аппаратов.

Уполномоченные прокуроры и сотрудники прокуратуры, ведущие делопроизводство по документам ОРД, должны иметь допуск к работе с документами, содержащими государственную тайну.

Требование о предоставлении документов может быть предъявлено как в устной, так и в письменной форме.

Уполномоченные прокуроры вправе знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, перечисленными в норме Закона.
Это обязывает руководителей оперативно-розыскных органов выдавать уполномоченным прокурорам для ознакомления именно подлинники дел оперативного учета всех их видов, включая дела оперативной проверки, оперативной разработки, оперативного контроля (надзора) и оперативного розыска, а также все материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.
Данный перечень документов является исчерпывающим.

В Законе об ОРД нет указаний о каких-либо различиях в порядке предоставления уполномоченным прокурорам названных документов применительно к разным субъектам ОРД.
Вместе с тем такие различия определены в Приказе Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 5), которым предусмотрено, что оперативно-служебные документы о контрразведывательной деятельности ФСБ и СВР истребуются только в случае проведения прокурорских проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.
В органах внешней разведки Министерства обороны уполномоченный прокурор вправе изучать только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности этих органов.
Ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ, проверяются уполномоченными прокурорами на предмет их соответствия требованиям Закона.
Положения этих актов учитываются также при оценке законности конкретных ОРМ.
Наряду с документальной проверкой, в целях выявления нарушений законности в ОРД, уполномоченные прокуроры требуют объяснения у должностных лиц и граждан, используют другие полномочия, предоставленные им ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Сведения об организации, тактике, методах, силах и средствах ОРД в предмет прокурорского надзора не входят.
Вместе с тем, как обоснованно отмечается в литературе, «под грифом секретности могут скрываться не только сведения, составляющие гостайну, но и ошибки, просчеты, а то и беззаконие в решении тех или иных задач ОРД. Соответственно, действия, выходящие за границы законности организационных мероприятий, допустимости тех или иных тактических действий, например провокационные действия, не образуют признаков ОРД.
Поэтому и ограничений в выявлении таких фактов быть не может, и это уже не проверка прокурора организации и тактики ОРД, а определение законности действий субъектов этой деятельности».
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и защищаются государством в особом порядке.
Поэтому закон предусматривает специальное дополнительное условие возможного разглашения оперативно-розыскным органом сведений о конфидентах с учетом интересов обеспечения их личной безопасности. Информация о них (их персональных данных) предоставляется уполномоченному прокурору только с согласия этих лиц, данного добровольно и обязательно выраженного в письменной форме.
Данные правила защиты конфидентов не действует в случае привлечения их к уголовной ответственности (именно уголовной, а не какой-то иной).

Органы прокуратуры, как известно, действуют гласно, но в той мере, в которой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, государственной и иной специально охраняемой законом тайны (ч. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).
Указанные изъятия из принципа гласности наиболее характерны для деятельности уполномоченных прокуроров.
Часть 4 ст. 21 Закона об ОРД обязывает их обеспечить защиту сведений, содержащихся в представленных им в процессе надзора за исполнением данного Закона документах и материалах.
Это касается как сведений, составляющих государственную тайну, так и иной служебной информации, имеющей ограничительные грифы пользования. Содержащиеся в представленных документах и материалах сведения не подлежат разглашению не только в частной жизни уполномоченных прокуроров или в публичной форме (через СМИ и т. п.), но и среди прокурорских работников, не уполномоченных на осуществление надзора за ОРД, среди сотрудников правоохранительных органов, не являющихся получателями и пользователями данной оперативно-розыскной информации.
Уполномоченные прокуроры и обслуживающий их технический персонал должны неукоснительно соблюдать все правила делопроизводства, касающиеся документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом ответственность вплоть до уголовной, когда речь идет о разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 283, 284 УК РФ).
В целях предупреждения возможных и устранения состоявшихся нарушений Закона в ОРД используются предостережения о недопустимости нарушения закона, протесты и представления, постановления и другие акты (меры) прокурорского надзора, предусмотренные ФЗ о прокуратуре РФ.
Содержащиеся в актах прокурорского реагирования требования, вытекающие из полномочий прокурора, перечисленных в ст. 22, 27, 30 и 33 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Данное положение, сформулированное в ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» применительно ко всем отраслям (направлениям) надзора, нашло отражение в ч. 5 ст. 21 Закона об ОРД в виде указания на то, что неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет установленную законом ответственность.
Речь идет о требованиях прокурора, которые основаны на законе и соответствуют полномочиям прокурора.
Если требование прокурора не согласуется с законом, выходит за пределы его полномочий, оно исполнению не подлежит и обжалуется в установленном законом порядке.
В принципе за неисполнение законных требований прокурора возможна юридическая ответственность во всех ее известных видах, к которым относятся: дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая и материальная.
Оставляя в стороне два последних вида ответственности, которые к лицам, виновным в нарушениях Закона об ОРД, принимаются сравнительно редко, необходимо отметить, что наиболее распространенным видом ответственности оперативных работников является дисциплинарная, которая состоит в наложении на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора и др., вплоть до увольнения от должности.
Административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, наступает по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Вмешательства в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела уголовно наказуемо (ч. 2, 3 ст. 294 УК РФ).


Оглавление Прокурорского надзора

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
2. Необходимость прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
3. Сущность прокурорского надзора
4. Ненадлежащее осуществление прокурорского надзора