Мы описали это дело в статье «Как перевести общежитие в социальный найм».
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2019 года
Ногинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чекаловой Н.В.,
с участием адвоката Кобзевой П.В.,
при секретаре Ковалевской Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданскому делу по иску к Администрации муниципального образования об обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования об обязании заключить договор социального найма, в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующее.
Мать истца, работала в Черноголовке в качестве музыкального работника более 20 лет. Ее и истца вселили в общежитие. Каждый год с тех пор с истцом и его матерью перезаключают договор найма и временно регистрируют по месту пребывания.
Таким образ более 20 лет истец с матерью проживали в этом общежитии и были непрерывно в нем зарегистрированы.
Задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истец не имеет.
Истец и его мать обратились с просьбой о постоянной регистрации (поскольку фактически жилье было предоставлено более 20 лет назад и с тех пор истец и его мать там непрерывно проживают), однако вопрос не был рассмотрен «до внесения данного общежития в реестр муниципальной собственности городского округа Черноголовка».
Новый договор заключен уже непосредственно с истцом на период трудовых отношений с ФГУП ЭЗАН. При этом ранее договоры заключались с Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление эксплуатации НЦЧ РАН», т.к. общежитие принадлежало этой организации федерального подчинения, теперь договоры найма от имени наймодателя заключает уже муниципальное унитарное предприятие «Управление эксплуатации» (МУП УЭ).
Таким образом, общежитие перешло из федеральной в муниципальную собственность.
Истец обратился в администрацию муниципального образования Черноголовки с просьбой заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Однако истцу в том было отказано со ссылкой, что он не стоит на жилищном учете. При этом доводы истца о том, что данное жилое помещение, будучи передано «муниципальную собственность, утратило статус специализированного жилья — был проигнорирован.
Потому истец просил суд обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма жилого помещения.
Истец в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца – адвокат Кобзева П.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Черноголовка по доверенности в судебном заседании возражала против иска, представив суду письменные возражения, суть которых сводится к тому, что у истца отсутствуют основания для заключения договора социального найма занимаемого жилого помещения, поскольку Истец не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явилась, о явке в суд извещена надлежащим образом. Представила суду письменный отзыв на иск, в котором указала, что считает исковые требования не подлежащими удовлетворению
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного третьего лица.
Представитель третьего лица ФГУП «ЭЗАН» в судебное заседание не явился, о явке в суд извещен надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав мнение стороны истца, исследовав в судебном заседании представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно положениям статьи 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер на жилое помещение.
В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В части 1 статьи 92 ЖК РФ указано, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В Определении Конституционного Суда РФ N 2466-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С. на нарушение ее конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав граждан, проживающих в общежитиях, переданных или подлежащих передаче в муниципальную собственность от государственных или муниципальных предприятий (учреждений), на момент передачи выполняющих в отношении нанимателей функцию и наймодателя, и работодателя (Постановление N 4-П; Определения N 425-О-О, N 390-О-О и N 391-О-О, N 2105-О, N 1665-О,N 573-О и др.).
Судом установлено, что изначально, спорное жилое помещение было предоставлено матери истца в связи с наличием у нее трудовых отношений, и работой в Черноголовке в качестве музыкального работника.
Мать истца и ее сына – истца по делу — вселили в указанную выше комнату общежития. Каждый год с тех пор с истцом и его матерью перезаключают договор найма и временно регистрируют по месту пребывания.
Таким образом, более 20 лет истец с матерью проживали в этом общежитии и были непрерывно в нем зарегистрированы.
Задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истец не имеет.
Истец и его мать обратились с просьбой о постоянной регистрации (поскольку фактически жилье было предоставлено более 20 лет назад и с тех пор истец и его мать там непрерывно проживают), однако вопрос не был рассмотрен «до внесения данного общежития в реестр муниципальной собственности городского округа Черноголовка».
Договора найма жилого помещения заключались с Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление эксплуатации НЦЧ РАН», т.к. общежитие принадлежало этой организации федерального подчинения, новые договоры найма от имени наймодателя заключает уже муниципальное унитарное предприяти «Управление эксплуатации» (МУП УЭ).
В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества здание общежития, в котором расположено спорное жилое помещение было передано из федеральной собственности в собственность ответчика — Администрации муниципального образования Черноголовки. Право собственности в установленном законом порядке было зарегистрировано, в подтверждение чему представлена выписка ЕГРН.
Из представленной суду копии договора найма жилого помещения и постановления руководителя администрации муниципального образования Черноголовка следует, что в настоящее время истец занимает спорное жилое помещение на условиях краткосрочного найма на период трудовых отношений в ФГУП «ЭЗАН»
Истец обратился в администрацию муниципального образования Черноголовки с просьбой заключить с ним договор социального найма жилого помещения, однако ему было отказано по тем основаниям, что изначально спорное жилое помещение – комната в общежитии была предоставлена временно, на срок трудовых отношений.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и по отдельности каждое, суд приходит к выводу, что поскольку правоотношения истца по пользованию спорным жилым помещением возникли до передачи здания общежития из государственной собственности в муниципальную, следовательно, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Потому, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования о возложении на ответчика, как на собственника жилого помещения обязанности заключить с истцом договор социального найма, с учетом членов его семьи, как нанимателя жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск к Администрации муниципального образования Черноголовка об обязании заключить договор социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Черноголовки в течении десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Истцом договор социального найма жилого помещения , с учетом членов семьи нанимателя.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос