Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должн
остного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Статья 290 УК РФ.
Получение взятки:
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере — наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) — наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, — наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, — наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания.
1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.[1]
Повышенная общественная опасность получения взятки обусловлена тем, что оно обычно сопряжено с другими преступлениями и является распространенной формой коррупции.
Объектом взяточничества как преступления является деятельность публичного аппарата власти и управления.
Субъектом преступления является должностное лицо, обладающее административными функциями. Важным является разъяснение понятия должностного лица,[2]
«Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к ст 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
6. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.»
Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги (государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты), иное имущество (антиквариат, автомашины, мебель, импортная техника, драгоценные металлы) или выгоды имущественного характера (безвозмездное предоставление санаторных путевок, строительных работ, продажа ценной вещи за бесценок).
В соответствии со ст. 575 ГК РФ допускается дарение подарков стоимостью не более трех тысяч рублей
Эти стоимостные рамки позволяют отграничить подарок от взятки.
Прежде всего, это предметы материального мира, имеющие меновую и потребительскую и, следовательно, товарно-денежную форму: деньги, ценные бумаги, иного имущества или выгод имущественного характера.
Под «деньгами» (валютой) Закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления.
Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле ст. 290 УК РФ не являются и должны «относиться» к взятке в виде «иного имущества» при условии, если их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.
В соответствии со ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации ГКО, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых.
Под «иным имуществом» понимаются любые материальные ценности, обладающие меновой стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы – палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Деньги и ценные бумаги в качестве предмета взяточничества могут быть выражены как в российской, так и в иностранной валюте. Предметом взяточничества может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица несут ответственность и за незаконный оборот этих предметов.
Так, получение взятки в виде драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий) должны квалифицироваться не только как взяточничество, но и для обоих субъектов взяточничества еще и по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга).
Аналогично, дача и получение в виде взятки наркотических средств и психотропных веществ, либо оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств дополнительно квалифицируется и по статьям об ответственности за незаконный оборот этих предметов.
В случае предоставления должностному лицу хоть и дефицитных товаров и услуг, но оплаченных им в полном объеме (путевка на престижный курорт или в санаторий, выделение земельного участка в престижном районе, возможность приобрести раритетную книгу или украшение, внеочередной ремонт квартиры и т.п.), оказания должностному лицу услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, за совершение им по службе тех или иных действий или за бездействие (например, дача устного или печатного благоприятного отзыва о его работе, почетная грамота и т.п.) не может рассматриваться как взяточничество.
Если предметом взятки является имущество, заведомо добытое преступным путем, содеянное надо квалифицировать по ст. 290 и 175 УК РФ.
От взятки надо отличать подарок, получение которого должностными лицами также запрещено в том случае, если цена его превышает 500 рублей.
Существует две точки зрения относительно того, является ли подношение взяткой или подарком.
Первая из них состоит в следующем:
«Мнение, что пять минимальных размеров оплаты труда — это та граница, которая во всех случаях разделяет подарок от взятки, не может быть принято.
«Обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером.
Независимо от размера незаконное вознаграждение действия должностного лица должны расцениваться как взятка в следующих случаях:
1) если имело место вымогательство этого вознаграждения;
2) если вознаграждение имело характер подкупа и предполагало неправомерное и правомерное поведение должностного лица;
3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).
И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения».[3]
Вторая точка зрения, с которой и согласен автор настоящей работы, такова:
«В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 обращается внимание на то, что время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность.
В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия).
В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное) в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения».[4]
Таким образом можно прийти к выводу, что обычная «благодарность» (пусть даже в виде банки дорогого кофе или, что более традиционно, бутылки коньяка) пациента главному врачу за прекрасно проведенную (при условии использования административного ресурса- это важно!) операцию является по смыслу законодательства ничем иным как взяткой.
При этом простому врачу, не отягощенному административными функциями, подарки дарить можно.
Традиционные подарки директору школы «от класса» являются взяткой, причем со стороны взяткодателей выступает целая организованная группа (родительский комитет)!
Подарки же учителю взяткой не являются, т.к. учитель по смыслу законодательства не является должностным лицом, но лишь государственным служащим.
Однако следует, конечно, учитывать, что в нашем социуме ни подарки учителям (в разумных пределах, конечно — не бриллиантовые серьги), ни врачам не расцениваются как взятка ни получающим, ни вручающим.
Это лишь элемент повседневной жизни, способ выражения благодарности и хорошего отношения друг к другу.
Взятка же морально осознается и взяткодателем, и получателем как нечто неправомерное, не совсем добровольное и в результате отнюдь не влечет возникновения чувства уважения и дружбы между участниками сего действа.
Апелляционным определением Московского городского суда от 12 августа 2013 г. по делу N 10-7028/2013 оставлен в силе приговор Гагаринского районного суда города Москвы от 05 июня 2013 года, которым П. признана виновной в том, что, являясь должностным лицом, получила взятку в виде денег за незаконные действия в пользу представляемого взяткодателем лица. Так она, являясь должностным лицом Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования …
25 сентября 2012 года в период с 12 часов 00 минут до 16 часов 30 минут, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, лично получила от Б.Б., действовавшего в пользу представляемой им М.Е.Н. в качестве взятки денежные средства и муляжи-имитации денежных средств за незаконные действия в пользу М.Е.Н., выразившиеся в принятии у последней зачета по учебной дисциплине без фактической проверки знаний.
В частности вина П. подтверждается: — показаниями свидетелей, данными оперативно-розыскного мероприятия об обстоятельствах обращения в правоохранительные органы студентки М.Е.Н., подготовки и проведения оперативно-розыскного мероприятия в отношении П., а также непосредственного задержания последней и изъятия денежных средств, используемых в ходе проведения ОРМ. При этом свидетели подтвердили, что все мероприятия проводились в установленном порядке и в строгом соответствии с требованиями закона, все действия сотрудников полиции отражены в соответствующих протоколах, которые составлялись в присутствии понятых; — протоколами осмотров места происшествия, предметов и документов, в том числе изъятых денежных средств, журнала занятий и экзаменационной ведомости, оптических носителей, на которых были зафиксированы проводимые мероприятия и факт изъятия денежных средств; — вещественными доказательствами.
Анализ доказательств, приведенных в приговоре и других данных, имеющихся в материалах дела, позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного осужденной преступления и прийти к обоснованному выводу о виновности, а также о квалификации ее действий.
Наказание осужденной П. назначено в соответствии с требованиями статей 6 и 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности осужденной, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи.
При назначении наказания судом учтены все данные о личности П., в частности, ее возраст, образование, семейное и имущественное положение, состояние здоровья, отсутствие судимостей, положительные характеристики по месту работы и жительства. Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. ст. 64 и ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Наказание назначено в рамках санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 290 УК РФ.
Стоит также сказать о том, какого минимального размера в денежном эквиваленте должна быть взятка для того, чтобы повлечь уголовную ответственность.
Автор сейчас имеет в виду положения ст. 14 Уголовного Кодекса РФ: Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Может ли быть признано взяткой и повлечь уголовную ответственность передача должностному лицу, скажем, суммы в сто рублей, то есть суммы незначительной?
Существует следующая точка зрения:
«Наиболее типичными ситуациями малозначительности деяния являются случаи, когда деяние характеризуется не воздействием на предметы материального мира, а совершением действий с этими предметами, поскольку в УК РФ не указаны их размер и количество и в КоАП РФ отсутствует норма, предусматривающая наказание за их совершение.
Например, в ст. 191 УК РФ нет указания на массу и стоимость драгоценных металлов, совершение незаконных сделок с которыми преступно.
Поэтому разграничение преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, и малозначительного деяния происходит в каждом конкретном случае.
Так, Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ прекратила в отношении Г. уголовное дело в силу малозначительности деяния, поскольку в сентябре 1997 г. он был задержан при попытке сбыть сплав металлов, где доля серебра была 60%.
Стоимость одного грамма серебра на тот момент равнялась 1,142 руб., соответственно, цена серебра, находившегося в сплаве, составляла 164 руб., что было менее двух минимальных оплат труда на момент совершения преступления.
Учитывая, что в диспозиции ст. 290 УК РФ нет указания на размер взятки и в КоАП РФ нет нормы, устанавливающей наказание за дачу взятки, малозначительность деяния возможна, если сумма вознаграждения незначительна, его получение не было оговорено заранее и оно было передано после и за совершение законных действий должностного лица». [5]
Однако автор данной работы считает иначе.
Каков бы ни был размер взятки, объектом этого преступления является, прежде всего, нормальная работа некоего аппарата государственной власти.
Образ власти в принципе должен быть безупречен.
Доверие к власти является необходимой составляющей отправления государственной функции. Иное как раз и приводит к коррупции в тех размерах, в каких мы сейчас это наблюдаем в окружающей действительности.
Дача взятки в каком бы то ни было размере в результате непоправимо подрывает доверие к власти и по этой причине не может быть признано «малозначительным деянием», так как общественная опасность этого деяния всегда значительна в силу своей природы.
[1] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015)
[2] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
[3] Статья неизвестного автора «История возникновения взятки» на сайте УВД ЮЗАО города Москвы
http://zao.petrovka38.ru/upload/site12/
document_file/PJ5ohRWOMn.pdf
[4] «Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т.» (постатейный) том 2, 2-е издание, под ред. А.В. Бриллиантова. «Проспект»,2015.
[5] Винокуров В.Н. Малозначительность деяния в уголовном праве: признаки и формы // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 74 — 83.
Содержание:
Способы подготовки, совершения и сокрытия взяточничества
1.Введение
2.Борьба со взяточничеством в России
2.1.Исторический аспект борьбы со взяточничеством:от Руси до России
2.2.Современное состояние борьбы со взяточничеством
3.Классификация и характеристика способов совершения взяточничества
3.1.Криминалистическая характеристика взяточничества
3.2.Способы подготовки взяточничества
3.3.Способы совершения взяточничества
3.4.Способы сокрытия взяточничества
4.Проблемы расследования взяточничества
4.1.Проблемы теоретической подготовки следователей
4.2.Алгоритмы расследования коррупционных преступлений
5.Заключение
6.Библиография
Автор: Кугно Алексей Валериевич, Магистратура Факультета Права НИУ ВШЭ, 2015.
Ссылки действительны на момент написания.
Эта работа опубликована под лицензией «Attribution» CC BY
(разрешается использовать в любых целях с указанием авторства и ссылки на страницу заимствования в сети Интернет)
Methods of preparation, feasance and concealment of bribery
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос