Борьба со взяточничеством в России. Современное состояние борьбы со взяточничеством

Борьба с коррупцией и незаконным обогащением стала одной из самых болезненных проблем российского общества.
Нельзя сказать, что меры противостояния этому бедствию не принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный.
Взяточничество — самая опасная форма коррупции.
Опасность ее — в особой дерзости и цинизме взяточника, превращающего властные полномочия в предмет торговли. Он не только использует властные полномочия вопреки интересам общества и государства, полномочия эти предоставивших, но и «продает» их посторонним лицам. Для взяточничества как проявления коррупции характерны все ее основные черты (извлечение выгод из должностного положения, изменнический характер, поражение аппарата публичной власти) 
Противодействие коррупции, а также взяточничеству в эшелонах власти, реализация мер по борьбе с этими негативными явлениями являются объектом пристального внимания в любом государстве.
Так, в посланиях Президента Федеральному Собранию постоянно указывается на необходимость развития системы законодательства в области противодействия коррупции, в том числе и искоренению из российской правовой действительности случаев злоупотребления должностными полномочиями.
Например, в послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013 трижды упоминается коррупция — применительно к органам местного самоуправления, к межэтническим отношениям, и к разрешительным процедурам в строительстве.
В новейшее время в России по проблемам противодействия коррупции в различных жанрах написано столько, сколько, пожалуй, не писалось за всё предыдущее время[1], в т. ч. защищено более 150 диссертаций  различного уровня; обобщён международный опыт противодействия коррупции[2], подписаны и ратифицированы международные конвенции[3], сформирована законодательная база[4], на законодательном уровне произведена антикоррупционная  коррекция правового статуса судей, депутатов, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, лиц, выполняющих особую публичную деятельность (служащих Банка России, председателя, заместителей и аудиторов Счётной палаты Российской Федерации, членов избирательных комиссий), госслужащих (в направлении формирования новой, эффективной системы государственной службы), в т. ч. правоохранительных органов и иных силовых структур.
Органами государственной власти принято много нормативных правовых актов, в том числе указов президента Российской Федерации по этой тематике, утверждена Национальная   стратегия и Национальный план противодействия коррупции[5], заметно активизировалась работа правоохранительных органов в этом направлении, систематически осуществляются социологические опросы восприятия коррупции и антикоррупционной деятельности, право вой мониторинг, экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов[6]  и др.
По опросу Фонда «Общественное мнение» от 16.01.2015 [7]
«Большинство россиян (66%) считают, что уровень коррупции в РФ высокий, это на 14 процентных пунктов ниже, чем в 2012 году».
Вместе с тем социологи отмечают, что россияне стали значительно реже говорить о росте коррупции (22% против 43% в 2012 году) и чаще — что ее уровень не меняется (50% против 35%). Кроме того, 12% участников опроса заметили снижение уровня коррупции в России.
По мнению 51% россиян, почти каждый человек будет брать взятки, если ему будут их давать. Не согласны с этой позицией 40% респондентов.
Осуждают тех, кто берет взятки, 61% россиян (в 2012 году — 67%), а 29% относятся к этому спокойно.
Тех же, кто дает взятки, критикуют уже меньше респондентов — 42% (не осуждают 45%).
Признали, что сами давали взятку должностному лицу, 23% опрошенных, большинство (72%) сказали, что никогда этого не делали.
Две трети россиян –66% – оценивают уровень коррупции в стране как высокий, это на 14 пунктов ниже показателя марта 2012 года. Значительно реже люди стали говорить, что коррупция растет, и чаще – что ее уровень не меняется.
Специалисты, проводившие исследования состояния взяточничества в Российской Федерации, пришли к выводу, что за год суммы, полученные в виде взяток, тратятся следующим образом:
— урегулировать ситуацию с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, нарушение ПДД) — 14,7% всех взяток, выплачиваемых гражданами (368,4 млн. долл.);
— получить бесплатную медицинскую помощь в поликлинике — 12,5% всех взяток, выплачиваемых гражданами (183,1 млн. долл.);
— попав в больницу, получить там полноценную бесплатную помощь и обслуживание — 11,8% всех взяток, выплачиваемых гражданами (182,5 млн. долл.);
— поступить в вуз, перевестись из одного вуза в другой — 10,9% всех взяток, выплачиваемых гражданами (449,4 млн. долл.);
— найти место в больнице для бесплатной операции или лечения серьезного заболевания — 8,4% всех взяток, выплачиваемых гражданами (236,8 млн. долл.);
— получить нужную работу или обеспечить продвижение по службе — 4,4% всех взяток, выплачиваемых гражданами (56,2 млн. долл.);
— получить услуги по ремонту, эксплуатации жилья — 4,2% всех взяток, выплачиваемых гражданами (22,7 млн. долл.);
— получить жилплощадь и (или) оформить юридическое право на нее — 4,0% всех взяток, выплачиваемых гражданами (123 млн. долл.);
— добиться справедливости в суде — 3,1% всех взяток, выплачиваемых гражданами (274,5 млн. долл.);
— получить регистрацию по месту жительства, паспорт или загранпаспорт, разрешение на оружие — 2,5% всех взяток, выплачиваемых гражданами (65,8 млн. долл.);
— получить помощь и защиту в милиции — 2,2% всех взяток, выплачиваемых гражданами (30 млн. долл.);
— поступить в нужную школу и успешно ее окончить — 2,1% всех взяток, выплачиваемых гражданами (70,1 млн. долл.);
— оформить право на получение социальных выплат — 1,9% всех взяток, выплачиваемых гражданами (6,6 млн. долл.);
— решить проблемы в связи с призывом на военную службу — 1,6% всех взяток, выплачиваемых гражданами (12,7 млн. долл.);
— оформить или пересчитать пенсию — 0,6% всех взяток, выплачиваемых гражданами (0,3 млн. долл.) [8]
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, по статье «дача взятки» в прошлом году было осуждено 4845 человек.
Это на 30 процентов больше, чем в 2013 году. Увеличивается и разрыв между дающими и берущими. За получение взятки было осуждено 1760 человек, немногим больше, чем годом прежде.
Получается, что на скамье подсудимых по делам о взяточничестве из четырех человек три давали, один брал.
Причем неприятности часто возникали буквально из мелочи: более тысячи человек осуждены за взятки до 500 рублей.
Самый ходовой размер взятки, на котором попадаются дающие — от 500 до 10 тысяч рублей. 14 человек были осуждены за весьма щедрые предложения — более миллиона рублей в конверте.
Впрочем, когда речь заходит о крупных суммах, соотношение на скамье подсудимых между дающими и берущими меняется. Взяточников, бравших больше миллиона, было осуждено 54 человека.
Для сравнения: в 2013 году было осуждено 29 взяточников, замахнувшихся на суммы больше миллиона. То есть правоохранители постепенно набивают руку и на борьбе с крупными и высокопоставленными мздоимцами.
В целом число осужденных за коррупционные преступления значительно увеличилось.
По данным Судебного департамента, всего было осуждено более 10 тысяч коррупционеров.
В это число вошли не только бравшие и дававшие, но и осужденные, скажем, за посредничество во взяточничестве или коммерческий подкуп.[9]


[1] Л.К. Савюк, д-р юрид. наук, профессор (НИУ ВШЭ)
Феномен преступности коррупционной направленности в зеркале судебной статистики
[2] Можно ли в борьбе с коррупцией в России использовать зарубежный опыт? Под  ред. П. С. Филиппова. – СПБ.: Норма, 2010. 184 с
[3] «Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития». Вступила в силу для Россия 17 апреля 2012 г.;
Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58- ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН);
Конвенции Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности» от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ;
Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию» (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ);
Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (ратифицирована Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ).
[4] Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
[5] Указы Президента РФ:
от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»;
от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
[6] Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»;
Доклад Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2011 год/ Российская газета. № 65, от 27.03.2013;
[7] http://pasmi.ru/archive/117925
[8] Тихонов А.А. Состояние взяточничества в Российской Федерации. Общество и право. 2010. N 3. С. 180 — 182.
[9]  За год осуждено более 10 тысяч коррупционеров.  http://www.rg.ru/2015/05/05/korrupzia.html


Содержание:
Способы подготовки, совершения и сокрытия взяточничества
1.Введение
2.Борьба со взяточничеством в России
2.1.Исторический аспект борьбы со взяточничеством:от Руси до России
2.2.Современное состояние борьбы со взяточничеством
3.Классификация и характеристика способов совершения взяточничества
3.1.Криминалистическая характеристика взяточничества
3.2.Способы подготовки взяточничества
3.3.Способы совершения взяточничества
3.4.Способы сокрытия взяточничества
4.Проблемы расследования взяточничества
4.1.Проблемы теоретической подготовки следователей
4.2.Алгоритмы расследования коррупционных преступлений
5.Заключение
6.Библиография

Автор: Кугно Алексей Валериевич, Магистратура Факультета Права НИУ ВШЭ, 2015.
Ссылки действительны на момент написания.
Эта работа опубликована под лицензией «Attribution» CC BY
(разрешается использовать в любых целях с указанием авторства и ссылки на страницу заимствования в сети Интернет)

Methods of preparation, feasance and concealment of bribery



Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос