Апелляционное определение Московского городского суда по делу N 33-19690/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Иваненко Ю. С.,
судей Карпушкиной Е. И., Фурс Е. Н.,
при секретаре Румянцевой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е. И по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Перовского районного суда города Москвы от 02 октября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования-удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с договор социального найма жилого помещения, указав в договоре в качестве членов семьи нанимателя супругу и дочь Истца

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском, в обоснование своих требований указали, что постоянно зарегистрированы и проживают по месту жительства в служебной однокомнатной квартире площадью жилого помещения 38,7 кв. м.
По настоящее время Истец работает в системе предприятий и организаций ЖКХ г. Москвы на должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Указанная квартира предоставлена истцу на основании ордера на предоставление служебной жилой площадьи, выданному на основании решения Департамента муниципального жилья ВАО на семью из трех человек (Истец, супруга и дочь).
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают 3 человека.
Истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов.
Уведомлением ответчик фактически отказал Истцу в заключении договора социального найма жилого помещения.
В отказе указал, что до принятия нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения по пользованию гражданами служебными жилыми помещениями, рассмотреть жилищный вопрос истца не представляется возможным.
Согласно уточненным требованиям истец просил суд признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении с Истцами договора социального найма жилого помещения, обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить Истцами договор социального найма жилого помещения.
Представитель истцов по доверенности в суде первой инстанции требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в суд не явился, возражений не представил, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Департамент городского имущества города Москвы просит отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки коллегию не уведомил, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчика.
В судебную коллегию истцы и их представитель явились, считали доводы апелляционной жалобы — не подлежащими удовлетворению.
Полагали, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав истцов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что Истцы года постоянно зарегистрированы и проживают по месту жительства в служебной однокомнатной квартире площадью жилого помещения 38,70 кв. м., жилой площадью 20,6 кв. м.
По настоящее время Истец работает в системе предприятий и организаций ЖКХ г. Москвы на должности рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.
Указанная квартира предоставлена истцу на основании ордера на занятие служебной жилой площади, выданному на основании решения Департамента муниципального жилья ВАО на семью из трех человек.
В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают 3 человека.
Истец обратился в Департамент городского имущества города Москвы по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения, предоставив необходимый пакет документов.
Уведомлением ответчик фактически отказал Истцу в заключении договора социального найма жилого помещения.
В отказе ответчик указал, что до принятия нормативно-правового акта, регулирующего правоотношения по пользованию гражданами служебными жилыми помещениями, рассмотреть жилищный вопрос истца не представляется возможным.
Согласно выписке из ЕГРП право собственности города Москвы на спорную квартиру зарегистрировано.
Ограничения и обременения права не зарегистрированы, сведения о том, что квартира является служебным жилым помещением в ЕГРП, отсутствуют.
Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 № 711-ПП утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений.
Из указанного Положения следует, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются договоры социального найма на занимаемые ими жилые помещения.
В соответствие со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Аналогичная нормы были установлены ЖК адрес.
В соответствие со ст. 101 ЖК адрес служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в адрес народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно ст. 105 ЖК адрес служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствие со ст. 108 ЖК адрес без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Временное положение устанавливало, что служебная жилая площадь:
«2. Передается арендаторам — организациям и предприятиям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, дирекциям единого заказчика муниципальных округов без компенсации затрат на ее строительство.
3. Основанием для предоставления служебной жилой площади работнику является приказ по организации, арендующей служебную площадь, и трудовой договор, заключенный организацией с работником.
4. Арендаторы служебной жилой площади предоставляют ее своим работникам, категории которых утверждены в установленном порядке, по договору субаренды (приложение 4 — форма договора)»
.
Учитывая, что в силу указанного нормативного акта города Москвы, не требовалось принятия решения органа исполнительной власти города Москвы о предоставлении семье Истца занимаемой квартиры, отказ в заключении договора социального найма жилого помещения является незаконным.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, следовательно, отказ ответчика заключить с истцом договор социального найма занимаемого жилого помещения по тем основаниям, что данный вопрос законодательством не урегулирован является незаконным.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что истец и его члены семьи в силу закона приобрели в отношении предоставленной им квартиры все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в ней длительное время, зарегистрированы в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 года № 711-ПП (ред. от 26.04.2011 года) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям) финансируемых за счет средств бюджета города Москвы по договору аренды, а также гражданам по договору заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную должность государственной гражданской службы города Москвы, либо состоящим в трудовых отношениях с органам государственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору: социального найма — для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений.
В настоящее время Постановление действует в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011года N158-ПП и распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления).
Подпункт 1 пункта1 Положения устанавливал, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счёт средств бюджета города Москвы, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона города Москвы от 14 июня 2006года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
В соответствие со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещениях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст.13 Вводного закона дополняет определенный ч.2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК адрес.
Разрешая спор, возлагая обязанность по заключению договора социального найма, с указанием в договоре в качестве членов семьи нанимателя супруги и дочери Истца, суд учел, что они были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, проживают в спорной квартире на основании договора на право пользования служебной жилой площадью, который фактически является договором субаренды; спорное жилое помещение является единственным местом жительства; Истец проработал в государственной бюджетной образовательной организации г. Москвы более 10 лет; совокупная площадь жилых помещений, занимаемых истцом и членами ее семьи не превышает установленной нормы.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы аналогичны возражениям, всем доводам суд первой инстанции дал надлежащую оценку.
Доводы о том, что суд не проверил, проработал ли истец в организациях, финансируемых из бюджета гор. Москвы более 10 лет опровергаются представленной истцом копией трудовой книжки, где общий стаж работы истца в организациях, финансируемых из бюджета гор. Москвы превышает более 11 лет.
Истцы приобрели в отношении предоставленной им квартиры все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в ней длительное время, зарегистрированы в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям.
В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Перовского районного суда города Москвы от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы — без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи


Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос