Гражданину России, работнику органов внутренних дел, предоставили служебное жилье.
Также жилище выдавалось с учетом его семьи.
Пока он служил, семья увеличилась.
Однако, выйдя в отставку, он развелся с женой и уехал.
Департамент городского имущества Москвы подал иск о выселении семьи из служебной квартиры на том основании, что квартира выдавалась на срок службы, служба кончилась, освободите квартиру.
Однако в ДГИ забыли, что гражданин честно отслужил более 25 лет и при выходе в отставку жилья не получил.
Семье идти некуда.
Все это мы заявили в суде, представив документы, и убедили даже прокурора.
В итоге суд встал на нашу сторону и отказал Москве в выселении людей.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зюзинский районный суд Москвы в составе председательствующего судьи Т. В. Соленой, с участием прокурора Зюзинской межрайоной прокуратуры Москвы, с участием представителя истца, представителя ответчиков рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского имущества Москвы о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца Департамента городского имущества Москвы обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения общей площадью 77,8 кв. м., без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства, мотивируя тем, что жилое помещение было предоставлено как сотруднику ГУ МВД России по Москве по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений.
Ответчики зарегистрированы в указанной квартире с 2002 года.
Согласно п. 4.3. договора найма служебного жилого помещения договор подлежит расторжению в связи с прекращением трудовых отношений, послуживших основанием для предоставления служебного жилого помещения. Гражданин снялся с регистрационного учета.
26.03.2021 в адрес гражданина направлено уведомление о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения.
24.01.2022 в результате осмотра данной квартиры сотрудниками Департамента городского имущества Москвы установлено, что доступ в жилое помещение отсутствует, ответчики данное жилое помещение не освободили.
Учитывая, что договор найма служебного жилого помещения был расторгнут в связи с прекращением трудовых отношений с ГУ МВД России по Москве, оснований для дальнейшего проживания ответчиков в спорном жилом помещении не имеется.
Представитель истца Департамента городского имущества Москвы в судебное явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков в судебное заседание явился, иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Москве, ГУП ЦУГИ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим, возражений на иск не представил.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенном в определении от дата № 435-О-О, статья 167 ГПК РФ предусматривает обязанность суда отложить разбирательство дела в случае неявки кого — либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, а также в случае неявки лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, при признании причин их неявки уважительными. Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня в законе не представляется возможным. Данное полномочие суда, как и закрепленное ст. 118 ГПК РФ право суда считать лицо в упомянутом в ней случае надлежаще извещенным вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; лишение суда этих полномочий приводило бы к невозможности выполнения стоящих перед ним задач по руководству процессом.
Исходя из изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст. 118 ч. 3, 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчиков, прокурора Зюзинской межрайонной прокуратуры, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей третьего лица, по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Выслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, заключение прокурора Зюзинской межрайонной прокуратуры, полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд находит иск Департамента городского имущества Москвы не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Из искового заявления, объяснений представителя истца, представителя ответчиков, представленных письменных доказательств судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную трехкомнатную квартиру.
Распоряжением префекта жилое помещение предоставлено сотруднику ГУ МВД России по Москве на период трудовых отношений в связи с работой в организации Управление внутренних дел на период трудовых отношений на условиях договора найма служебного жилого помещения № 5114047461 от 07.07.2009.
Общая Выслуга лет составляет 25 лет и 1 день.
Согласно п. 2.5. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1128 — ПП ( в редакции от 02.02.2017) «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес», договор найма служебного жилого помещения — соглашение, по которому одна сторона — Департамент городского имущества Москвы или уполномоченное им лицо (наймодатель), действующий от имени собственника служебного жилого помещения, обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) и членам его семьи данное жилое помещение во временное владение и пользование (внаем) за плату для временного проживания в нем, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с его целевым назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.
Из положения п. 2.7. указанного Постановления, следует, что Объектом договора найма служебного жилого помещения является изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное применительно к условиям Москвы и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Москвы.
Согласно п. 2.8. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1128 — ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Москвы», договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
В соответствии с п. 2.9. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1128 — ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Москвы», договор найма служебного жилого помещения заключается на период замещения работником государственной должности, прохождения им службы в государственном органе или на период трудовых отношений работника с государственным органом, государственным учреждением (предприятием).
В силу п. 2.6. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 № 1128 — ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Москвы», служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Москвы не подлежат передаче в собственность в порядке приватизации и отчуждению по гражданско-правовым сделкам, обмену, передаче в поднаем, по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, по иным видам договоров.
В служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Москвы не разрешаются самовольные переустройство и (или) перепланировка.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 27 Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 Типового положения, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел.
Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях.
Типовое положение соответствует Федеральному закону от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
Выслуга лет гражданина составляет в календарном исчислении 25 лет 0 месяц 1 день.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что семья имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как семья сотрудника полиции, имеющего выслугу более 10 лет и получающего пенсию за выслугу лет.
С учетом обязательств государственных органов перед ответчиком по предоставлению жилого помещения, которые не выполнены до настоящего времени, требование тех же органов исполнительной власти о выселении ответчиков из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не могут быть удовлетворены.
В соответствии с п. п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Москвы № 713, регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:
документа, удостоверяющего личность;
заявления установленной формы о регистрации по месту жительства; документа, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований о выселении без предоставления другого жилого помещения, суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части снятия ответчиков с регистрационного учета по месту жительства, так как судом не установлено оснований, по которым ответчики могут быть выселены из занимаемого жилого помещения, и приходит к выводу, что исковые требования в части снятия с регистрационного учета также не подлежат удовлетворению.
Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно части 1 статьи 44 Федерального закона N 3-ФЗ «О полиции», осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такими федеральными законами являются Федеральный закон «О полиции», согласно статье 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета (часть 1), а также Федеральный закон от дата N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от дата N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 4 ст. 4 упомянутого закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного Закона к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пп. «д» п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, гражданину и членам его семьи на условиях договора найма служебного жилого помещения, уполномоченным органом в настоящее время, не принималось.
Указанная квартира предоставлена гражданину и членам его семьи во временное пользование на период трудовых отношений на основании решения собственника жилого помещения, и договора найма служебного жилого помещения от 07.07.2009, который в установленном порядке недействительным не признан.
Согласно разъяснений в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам следует учитывать следующее: к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся:
служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 — 98 ЖК РФ.
По смыслу указанных выше норм, выселение граждан из специализированных жилых помещений с предоставлением им других жилых помещений предусмотрено при наличии предусмотренных законом обстоятельств, таких как: постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, назначение пенсии и др.
В соответствии с п. 5.1. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1128-ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Москвы», в случаях расторжения или прекращения договоров найма служебных жилых помещений граждане и члены их семей должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Из норм п. 5.1.1. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1128-ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Москвы», следует, что в случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Положения.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом, суд учитывает, что у членов семьи гражданина не имеется жилого помещения для проживания кроме спорного жилого помещения, поскольку члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства по адресу спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования как Департамента городского имущества Москвы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества Москвы к ответчикам о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Зюзинский районный суд в течение одного месяца.
Судья: Соленая Т. В.
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос