9 февраля 2011 года Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект N 446332-5
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (по вопросу уточнения порядка рассмотрения споров о детях).
Этот законопроект «О защите прав детей в случае развода родителей«- уже вызывает споры и бурную критику со стороны блоггеров и журналистов.
Попробуем оценить его со стороны юристов-практиков, занимающихся вопросами семьи.
Суть законопроекта сводится к следующему:
В статью 152 Гражданского процессуального кодекса планируется внести следующие изменения:
«6.1. При рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из них) в предварительном судебном заседании суд определяет место жительства детей и порядок осуществления родительских прав с участием органа опеки и попечительства.»
В Семейный кодекс РФ планируется внести следующие изменения:
1) абзац второй пункта 3 статьи 65 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «На период рассмотрения спора по требованию родителей (одного из них) место жительства детей определяется судом с участием органов опеки и попечительства.»;
2) абзац второй пункта 2 статьи 66 дополнить предложением следующего содержания: «На период рассмотрения спора по требованию родителей (одного из них) порядок осуществления родительских прав определяется судом с участием органов опеки и попечительства.»
Эти пункты вызвали шквал возмущения и предположения о том, что суд будет определять место жительства ребенка с тем, «кто больше заплатит».
Мы не можем согласиться с такой критикой.
На практике обычно родители не могут договориться, с кем останется ребенок, и вопрос его местожительства остается подвешенным в воздухе вплоть до принятия решения суда и вступления его в законную силу, что порой растягивается на месяцы.
Что в это время происходит?
Каждый из родителей может без предупреждения забрать ребенка и даже увезти его, не сообщая второму родителю о месте нахождения ребенка.
Либо родитель, с которым проживает ребенок (да, чаще всего это мать) препятствует второму родителю в общении с ребенком, заявляя: «Вот когда суд определит дни общения, тогда и будешь приходить!».
Если же суд определит предварительное место проживания ребенка и порядок общения с ним, то лицо, нарушившее определение суда, может быть привлечено к ответственности вплоть до уголовной.
Предположим, что ребенок живет с матерью, а судом предварительно определено посещение ребенка отцом каждый вторник и пятницу и проживание у отца по воскресеньям. Мать, допустим, препятствует этому, составлен акт.
Эти факты в судебном разбирательстве, конечно, будут приняты во внимание судом, что повлечет соответствующее судебное решение.
То есть родитель, не проживающий с ребенком, получает защиту своих прав еще до вынесения решения суда!
В настоящее время часто бывает так, что после вынесения судом решения мать, проживающая с ребенком, это решение нарушает, однако пересмотреть его уже нельзя.
В результате предложенных поправок ситуация, надеемся, исправится к лучшему.
В кодекс об административных нарушениях планируется внести следующие изменения:
статью 5.35 дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов последних, выразившееся в: лишении их права на общение с родителями либо близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам ребенка; намеренном сокрытии места нахождения ребенка; изъятии его помимо воли второго родителя из сложившейся среды жизнедеятельности, включая место жительства, либо ином воспрепятствовании осуществлению родителем прав на воспитание своих детей, защиту их прав и интересов — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.».
Этот пункт также подвергся истеричной критике.
Журналисты, ищущие дешевой популярности, поднимают вой: «Женщина, не желающая общаться с «бывшим», попадет за решетку!
Бабушка, не открывшая дверь пьяному зятю, сядет в тюрьму на 10 лет!!».
К сожалению, иначе, чем бредом, подобные измышления не назовешь.
Этот пункт как раз защищает отцов, которые лишены возможности видеться со своими детьми благодаря таким вот мамашам, которые «не хотят общаться с «бывшим».
Кроме того, этот пункт также защищает и матерей, у которых без их ведома и согласия были увезены из детского садика в неизвестном направлении дети.
Надо сказать, что такая ответственность представляется нам даже недостаточной.
Также необходимо заметить, что в настоящее время за подобное манипулирование ребенком нет вообще никакой ответственности.
Поэтому очень часто возникают ситуации, когда принятое решение суда не выполняется, дети увезены одним из родителей в неизвестном направлении, лишены общения с одним из родителей без всяких оснований, а то и вопреки решению суда — и ничего нельзя сделать.
Мы полагаем, что указанный законопроект в первую очередь защищает интересы детей, а не преследует карательные функции.
Как юристы-практики, защищающие равные права родителей на общение со своими детьми, мы можем только приветствовать введение подобных поправок в законодательство.
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос