Регистрация по месту пребывания российских и иностранных граждан: различия.

Граждане Российской  Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства свободны в выборе места пребывания; однако, если временное пребывание где-либо затягивается на срок свыше 90 дней, граждане обязаны встать на учет по месту пребывания.
Иностранцы же обязаны встать на учет в течение трех рабочих дней с момента прибытия.
Термин место пребывания» трактуется законодательством Российской Федерации по-разному- в зависимости от того, идет ли речь о гражданах России или иных лицах.
Так, для граждан Российской Федерации  место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, — в которых он проживает временно (то есть, в соответствии со ст. 80 ЖК РФ, не более 6 месяцев подряд).
(ст. 2, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2011) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»)
Для иностранцев и лиц без гражданства место пребывания — жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(ст. 2, Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»)
Исходя из данной нормы, иностранец не обязан находиться (а тем более жить) по месту регистрации- достаточно только там встать на учет!
Таким образом, этот пункт явно противоречит самой сути миграционного учета, который «является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов».
Что касается процедуры постановки на учет, закон и здесь делает различия между гражданами РФ и иными лицами.

Регистрация российских граждан.
1. Для того, чтобы гражданин РФ мог зарегистрироваться по месту пребывания (в обиходе это называется «временной пропиской»), ему необходимо вселиться в жилое помещение. Такое вселение регламентируется Жилищным кодексом: 

Временные жильцы
1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам). Наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры — менее нормы предоставления.
2. Срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд.
3. Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования соответствующим жилым помещением. Ответственность за их действия перед наймодателем несет наниматель.
4. Временные жильцы обязаны освободить соответствующее жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания, а в случае, если срок не согласован, не позднее чем через семь дней со дня предъявления соответствующего требования нанимателем или совместно проживающим с ним членом его семьи.
5. В случае прекращения договора социального найма жилого помещения, а также в случае отказа временных жильцов освободить жилое помещение по истечении согласованного с ними срока проживания или предъявления указанного в части 4 настоящей статьи требования временные жильцы подлежат выселению из жилого помещения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.(ст. 80, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 04.06.2011) 

 2. Для регистрации граждане обязаны представить в регистрирующие органы (лично или по почте)
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
В Москве регламент регистрации граждан еще более кокретизирован: при регистрации требуется предоставление согласия  гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего.
4. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.
5. В необходимых случаях требуется согласие рентополучателя, опекуна, попечителя, органа опеки, залогодержателя и т.д.- то есть сведен к минимуму риск нарушения прав третьих лиц фактом вселения или регистрации  гражданина.

Каким образом регламентируется регистрация иностранцев (к коим также отнесены лица без гражданства)? Что требуется иностранцу для того, чтобы зарегистрироваться по месту пребывания?
1. Иностранцу необходимо всего-навсего УВЕДОМИТЬ территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Такое уведомление с приложением копии миграционной карты и паспорта иностранца является основанием для постановки на учет.
В уведомлении указываются типовые  сведения о самом иностранце, а также о принимающей стороне, в качестве которой может выступать физическое или юридическое лицо. При этом принимающая сторона- физическое лицо указывает свой адрес, а юридическое лицо- фактический адрес организации.
Должна ли принимающая организация каким-то образом подтвердить свой фактический адрес?
Закон такого требования не устанавливает.
Должно ли физическое лицо, принимающее иностранца, предоставить что-либо, кроме своего личного согласия и паспорта?
Не должно. В отличие от граждан РФ, иностранцы или принимающая сторона  не предъявляют документ, являющийся основанием для вселения или пребывания на территории (договор найма, пользования, трудовой договор и т.д.).
Что это значит?
Если гражданин-физическое лицо, принимающее иностранца, занимает помещение по договору социального найма, владеет им на основании договора ренты, проживает в служебном помещении, общежитии, либо является опекуном или попечителем лица, в чью квартиру он «принимает» иностранца- он не должен предоставлять что-либо помимо своего личного согласия.
Согласие проживающих с ним граждан либо собственника жилья никто не требует.
Абсурдом является и то, что данная регистрация не предполагает проживание иностранца в квартире.
Как указал Конституционный суд в определении  от 28.05.2009 N 1030-О-О, «Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении не является основанием для возникновения у него права пользования данным жилым помещением (в том числе находящимся в долевой собственности), которое возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством». В то же время нормативы потребления коммунальных услуг установлены с учетом именно зарегистрированных (в том числе по месту пребывания), а не фактически проживающих граждан.
Такая ситуация может привести и приводит к нарушениям прав третьих лиц.
Представим ситуацию, когда в квартире проживает семья.
Один из членов семьи, не только не получив разрешение, но и не ставя в известность проживающих, направляет уведомления о регистрации в квартире иностранцев в любом количестве (ведь закон не ограничивает количество лиц, которое принимающая сторона может зарегистрировать), построив на этом своеобразный бизнес.
При получении очередной квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг жильцов ожидает сюрприз: в квартире зарегистрировано множество лиц, которых жильцы и в глаза не видели.
Соответственно, увеличивается и плата за предоставление отдельных услуг ЖКХ.
Допустим, жильцы, не желая оплачивать лишние коммунальные услуги, хотят снять с учета зарегистрированных граждан.
Но жилищные органы им в этом отказывают, руководствуясь законом: 

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в следующих случаях:
а) убытие иностранного гражданина из места пребывания — на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии;
б) выезд иностранного гражданина из Российской Федерации — на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии;
в) смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим — на основании свидетельства о смерти либо заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.(ст. 23, Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») 

То есть даже установленный факт предоставления ложных сведений о пребывании иностранца не будет основанием для снятия его с учета!
Или другая ситуация.
Принимающая организация направляет уведомление о месте пребывания иностранцев по своему фактическому адресу.
Этот фактический адрес по сути есть склад, арендуемый у другой организации.
При этом согласия собственника- арендодателя никто не спрашивает, да и договор аренды предоставлять не требуется (даже если бы в таком договоре имелся соответствующий запрет).
Для собственника же может наступить ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях: 

Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
2. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(ст. 18.16, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.07.2011)

Это значит, что собственник склада, не будучи ни в чем виновным, может понести серьезную административную ответственность благодаря тому, что арендатор выступил «принимающим иностранцев» лицом без согласия собственника.
Ведь по закону подтверждать согласие собственника не нужно.
Существует ли ответственность за предоставление ложных сведений принимающей стороной?
Она предусмотрена статьей 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ограничивается штрафом в пять тысяч рублей, налагаемым на физических лиц. В случаях с юридическими и должностными лицами такой штраф существенно больше- до восьмисот тысяч, но пока по этой статье судебной практики о привлечении к ответственности юридических и должностных лиц не было.
В этом смысле наше законодательство почему-то очень лояльно.
Впрочем, у юридических лиц нет необходимости сообщать ложные сведения: указать адрес офиса как место пребывания иностранца будет достаточно для постановки на учет.
При этом истинное местонахождение иностранца при необходимости установить будет невозможно.
Интересно, что в случае изменения места пребывания принимающая сторона либо иностранный гражданин обязаны в течение 3 дней сообщить об этом в органы ФМС; однако ответственность за невыполнение этой обязанности (во всяком случае, для принимающей стороны) законодательством не установлена.
В результате, цели миграционного учета (формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям)- будут недостижимы.
В случае совершения преступления (например, террористического акта)  таким лицом, зарегистрированным «по месту пребывания» в офисе или на складе принимающей организации — где правоохранительные органы будут его искать?
Как в таком случае может быть реализован принцип неотвратимости ответственности, а также международные обязательства Российской Федерации?
Между тем, по данным МВД (по состоянию на март 2011 года), число преступлений, совершаемых иностранцами в России, растет на 10% в год, особенно это касается преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 
Таким образом, в настоящее время имеет место значительное различие между процедурой регистрации граждан РФ (с предоставлением письменного согласия всех, кого только можно вообразить, а также копий документов, подтверждающих полномочия таких лиц на дачу согласия) и регистрации иностранцев и лиц без гражданства, для которой достаточно подписи любого первого встречного гражданина-алкоголика с паспортом.
Непонятно, чем вызвано такое преимущество для лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, установленное Федеральным миграционным законодательством.
Мы полагаем, что такой законодательный казус противоречит интересам Российской Федерации как в сфере внутренней миграционной политики, так и в сфере международных обязательств Российской Федерации, в частности, в области противодействия терроризму. 

Литература
1.  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2.   Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ  «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
3.  Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
4.  Приказ ФМС РФ от 06.07.2009 N 159 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации»
5.  Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
6.  Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»
7.  «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
8.  «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
9.  Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
10.  Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
11. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 1030-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Житомирской Юлии Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
12.  Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»)


Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос