Наша практика в судах Москвы

Дело № 02-5319/2016 ( Нагатинский районный суд, судья Шамова А.И.)

   Требование: О признании решения об отказе в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения незаконным, возложении обязанности заключения договора социального найма указанного жилого помещения.

   Обстоятельства: Истец полагает, что отказ заключении договора социального найма является незаконным, нарушает и существенным образом ущемляет законные права и жилищные интересы, истец и члены его семьи были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеют право пользования данным жилым помещением и, соответственно, право на заключение договора социального найма жилого помещения.
Истец  работал в организации, предоставившей в связи с работой спорное жилое помещение, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, имеет стаж трудовой деятельности в указанной организации более 10 лет

   Решение: Требования удовлетворены.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2016 года г. Москва

Нагатинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Шамовой А.И., при секретаре Маировой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5319/16 по иску к Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к  Департаменту городского имущества адрес об обязании заключить  договор социального найма жилого помещения на отдельную двухкомнатную квартиру с включением в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. В обоснование исковых требований истцы ссылается на то, что между управлением муниципального жилья  (Арендодатель) и наименование организации (Арендатор) заключен договор аренды жилого помещения, представляющее из себя двухкомнатную квартиру для использования в целях проживания истца с женой. Далее, в соответствии с договором с истцу  и его семье предоставлена в качестве служебного жилья двухкомнатная квартира. Данное жилое помещение находится в собственности Москвы. С тех пор договор неоднократно продлевался и перезаключался, истцы продолжают занимать эту квартиру, несут все обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, задолженности не имеют. Квартира была предоставлена семье в связи с работой истца в организации на должности водителя. В указанной организации истец работал  более 15 лет. Уволен в связи с сокращением численности работников. Таким образом, лицо, которому предоставлено служебное жилье, проработало в организациях, финансируемых за счет средств бюджета Москвы более 10 лет. В настоящий момент в квартире вместе с истцом проживает его жена. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» Истец обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением о предоставлении их семье занимаемого ими жилого помещения (квартиры) по договору социального найма. Ответ Департамента был отрицательным, по мотиву превышения нормы предоставления. Истец полагает, что действующее законодательство, с учетом Определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ по административным делам, предусматривает для граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных им в качестве служебных жилых помещений, для заключения договора социального найма лишь одно условие — стаж работы в организации (предприятии), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета Москвы, 10 и более лет, наличие которого у истца подтверждено материалами дела. Кроме того, работник был уволен по сокращению численности работников, так что имеет право на заключение договора социального найма, даже если бы и проработал менее 10 лет, в соответствии с абз. 4 п. 3 постановления  № 711 -ПП.

Представитель истцов в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещался, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в связи с чем суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителей истцов, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 62 ч. 1 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 63 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата     N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 158-ПП), с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона адрес от дата N 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения».

Спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру, правообладателем права собственности на которую является Москва.

Между управлением муниципального жилья (Арендодатель) и  организацией (Арендатор) заключен договор аренды жилого помещения , представляющее из себя двухкомнатную квартиру для использования в целях проживания истца.

Далее, в соответствии с договором с организацией истцу  и его семье предоставлена в качестве служебного жилья двухкомнатная квартира.

Данное жилое помещение находится в собственности Москвы. С тех пор договор неоднократно продлевался и перезаключался, истцы продолжают занимать эту квартиру, несут все обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, задолженности не имеют.

Квартира была предоставлена истцам в связи с работой в организации предоставившей жилье на должности водителя. В указанной организации истец работал более 15 лет. Уволен в связи с сокращением численности работников.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» Истец обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением о предоставлении их семье занимаемого ими жилого помещения (квартиры) по договору социального найма. Ответ Департамента был отрицательным, по мотиву превышения нормы предоставления.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от дата N 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных органам государственной власти адрес, или организациям (предприятиям), финансируемых за счет средств бюджета адрес, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру», при прекращении или расторжении в установленном порядке договоров аренды (субаренды) жилых помещений, в том числе по основаниям нарушения условий договора, наличия просрочек и задолженностей по оплате за жилые помещения гражданами, а также в случае утраты оснований для проживания граждан в жилом помещении, предоставленном по служебному ордеру, принимать необходимые меры к своевременному освобождению жилых помещений, в том числе путем предъявления в суд по месту нахождения указанных жилых помещений исков о признании арендатора (субарендатора) или нанимателя жилого помещения утратившим право пользования занимаемым им помещением.

Истец проработал в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес более 10 лет, что подтверждается копией трудовой книжки,  уволен по сокращению численности и штата работников.

Пункт 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 158-ПП) не содержит в качестве условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма нахождение гражданина на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий. При этом, приведенное положение регулирует правоотношения и предусматривает основания для заключения договора социального найма в отношении предоставленных жилых помещений, имеющих статус служебных или ранее предоставленных на основании договора субаренды.

Подпунктом 1 пункта 1 названного выше Положения предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета адрес, 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:

— договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 Закона адрес от дата N 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения»;

— договоры купли-продажи с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования по ценам, установленным правовыми актами адрес, в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, превышает размеры площади жилого помещения, указанные в пункте 1.1 настоящего Положения, но не более одной комнаты на каждого члена семьи согласно статье 33 и статье 35 указанного Закона адрес.

В случае отказа граждан от выкупа занимаемых жилых помещений предлагаются другие жилые помещения, размеры площади которых соответствуют статье 20 указанного Закона адрес, для заключения договоров социального найма в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от дата за N 5-АПГ13-8 признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» (в редакции постановления Правительства Москвы от дата N 158-ПП).

Таким образом,  пункт 1.1 Положения противоречит положениям статей 1 и 13 Жилищного кодекса РФ, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, как это следует буквально из оспариваемого Положения, ибо объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, пусть и находящиеся в собственности адрес, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления и право на которые у граждан возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцам по договору социального найма не ставится в зависимость от соответствия площади занимаемого ими жилого помещения размеру общей площади жилого помещения, приходящегося на истцов исходя из минимального размера площади жилого помещения указанного в статье 20 Закона адрес от дата N 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения».

Поскольку спорное жилое помещение предоставлено Истцу и члену его семьи организацией, финансируемой за счет средств бюджета Москвы, истец проработал в организации, финансируемой за счет бюджета адрес более 10 лет, суд пришел к выводу о том, что отказ Департамента городского имущества адрес является незаконным,истец и член его семьи занимают спорное жилое помещение на законных основаниях, это право возникло у них до введения в действие Жилищного кодекса РФ и не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.телефон Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент городского имущества адрес заключить с истцом договор социального найма жилого помещения на отдельную двухкомнатную квартиру с включением в договор социального найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя жену исца

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Шамова А.И.


Департамент городского имущества Москвы оспорил данное решение в Московский городской суд.

Апелляционное определение Московского Городского Суда вынесено в пользу Истца.

Scroll Up