С интересом мы ознакомились со статьей в «Новой Газете» под страшным названием «Без права на жилье».
Речь в статье идет о злоключениях некой семьи Компаниец, которая безуспешно пытается присоединить к своей комнате в коммуналке еще несколько освободившихся комнат.
В статье делается вывод о том, что в Москве вводятся дополнительные ограничения на право граждан получить социальное жильё.
Это действительно так, взаимодействие с Департаментом городского имущества г. Москвы чаще всего заканчивается разочарованием- чиновники отказывают в просьбах граждан об улучшении жилищных условий.
Однако решать возникшие в связи с этим проблемы следует несколько не так, как сделала это семья Компаниец.
Так, семья сначала в течение года пыталась самостоятельно решить вопрос в суде.
Это ошибка.
Не будучи специалистом в области права, более того- узким специалистом именно в области жилищного права города Москвы, не стоит пытаться самостоятельно решать эти вопросы.
Вопросы жилищного права в Москве чрезвычайно сложны даже для непрофильного юриста, а уж «сам себе юрист» просто обречен на неудачу.
Изучение законов и интернет-советов тут так же бесполезно, как попытка вырезать самому себе аппендикс по картинкам из учебника медицины.
А проиграв суд, вторично обратиться с иском по тому же поводу нельзя.
Что же делает семья Компаниец, проиграв суд?
Обращаются в некий «Институт права и публичной политики», юристы которого обращаются в суд в попытке- что сделать?
Ни много ни мало как оспорить закон города Москвы № 29 (о жилищных правах москвичей)
Видите ли, «Юристы Института видят в деле семьи Компаниец системную проблему законодательного регулирования.
«Российский регион, город Москва, разрушает регулирование жилищных прав, установленное федеральным законом, вводя ограничения на получение жилья, которые ЖК не предусмотрены и которые противоречат его логике. А суды, вплоть до Верховного суда, оправдывают это свободой усмотрения субъекта федерации в регулировании жилищных вопросов. Юристы сходятся во мнении — сейчас только Конституционный суд России может сказать, соответствует ли действующие в Москве ограничительные нормы жилищным правам, декларируемым в Конституции, или нет».
Что можно на это сказать?
Помощь семье оказана так и не была, зато у юристов «Института политики» появилась красивая строчка в резюме- «пытались оспорить положения московского законодательства
А на самом деле речь идет всего лишь о правоприменении. Мы неоднократно писали об успешных попытках оспорить отказ Департамента в присоединении комнат.
Для этого, правда, необходимо хорошо знать московское жилищное законодательство в его взаимодействии с Федеральным жилищным законодательством.
Действительно, регулирование жилищных прав граждан в России осуществляется одновременно и на федеральном, и на региональном уровнях.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов: определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по соответствующим договорам установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.
Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.
В соответствии со ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.
В соответствии с Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 «Основы жилищной политики города Москвы» к полномочиям Московской городской Думы относятся установление порядка распоряжения жилищным фондом города Москвы, определение оснований и порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.
Принятие нормативных правовых актов города Москвы в силу статьи 44 Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 «О Правительстве Москвы» в жилищной сфере относится к компетенции Правительства Москвы.
Согласно указанному Закону города Москвы к полномочиям Правительства Москвы относятся распоряжение в рамках своих полномочий жилищным фондом города Москвы, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по соответствующим видам договоров.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что принятие Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года N 29 входило в компетенцию высшего законодательного (представительного) органа города Москвы — Московской городской Думы, а его подписание — в компетенцию Мэра Москвы, принятие постановления от 09 февраля 2010 г. N 104-ПП «Об утверждении Регламент подготовки, оформления и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения в коммунальной квартире, находящегося в собственности города Москвы, договора купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, находящейся в собственности города Москвы» в компетенцию Правительства Москвы.
Названный Закон города Москвы и постановление Правительства Москвы опубликованы в установленном порядке и приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, в рамках которого город Москва вправе осуществлять правовое регулирование, соответствующее федеральному законодательству.
Как именно коррелируют между собой федеральное и муниципальное законодательство, мы рассматривали ранее.
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос