Мы ранее неоднократно писали о том, как мошенники обманным путем получают средства граждан, иногда даже заставляют продавать квартиры.
Эти случаи приобрели настолько массовый характер, что даже Государственная дума обратила на это внимание, приняв 11 июля 2023 года соответствующий закон, а именно: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»».
Коротко смысл закона в следующем:
Оператор (банк), получив распоряжение о переводе денежных средств, обязан проверить, не соответствует ли это поручение признакам перевода денежных средств без добровольного согласия клиента ( в т.ч. путем обмана) .
Признаки такого перевода устанавливаются Банком России и публикуются на официальном сайте.
Так, о переводе денежных средств без согласия клиента можно говорить, если, во-первых, получатель средств числится в базе данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента (формируется ЦБ РФ).
Во-вторых, когда параметры устройства, с использованием которого производится перевод, совпадают с параметрами устройства, внесенного в указанную базу данных.
Наконец, о несанкционированном переводе может идти речь, когда характер, параметры и (или) объем проводимой операции не соответствуют обычным операциям клиента.
Например, не соответствуют время, место, сумма, периодичность осуществления операции; устройство, с помощью которого она выполняется или получатель средств.
Также банкам предоставляется право не принимать к исполнению распоряжения по явно мошенническим операциям в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента.
«У граждан похищают денежные средства чаще всего методами социальной инженерии, при которой лицо самостоятельно переводит деньги мошеннику. Как правило, за два дня клиент осознает, что деньги перечисляются мошеннику», — обосновывается мера в пояснительных материалах.
Если оператор (банк) не уведомил клиента о сомнительности такой операции, либо провел перевод при наличии данных об отсутствии добровольного (полученного без обмана) согласия, он обязан возместить клиенту потерянные средства в течение 30 дней с момента получения заявления от клиента.
Закон принят 11 июля 2023 года, но вступит в силу только через год после его официального опубликования (на 15 июля 2023 года он не опубликован).
Очевидно, в течение этого года будут формироваться базы недобросовестных получателей средств, параметров устройств и т.д.
Поэтому при поступлении сомнительных звонков в наших же интересах сообщать об этом в банк, чтобы помочь формированию базы мошенников
Контакты
Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона
Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос