Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-38617/2018

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Бузуновой Г. Н.,
судей Карпушкиной Е. И., Олюниной М. В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Олюниной М. В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности на решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 04 мая 2018 года по иску к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, понуждении заключить договор социального найма жилого помещения,
которым исковые требования удовлетворены,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы, в котором просил признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения, обязать ответчика заключить с ним и членами его семьи договор социального найма жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец, его супруг и их сыновья являются пользователями указанной квартиры, которая была предоставлена истцу в качестве служебного жилого помещения на семью из трех человек на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Черемушкинского районного совета депутатов трудящихся г. Москвы 06.03.1975 в соответствии с решением N 2318-84 Черемушкинского РИК. Истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма, однако Департаментом городского имущества г. Москвы в ответ на заявление истца о заключении договора социального найма было отказано и рекомендовано обратиться в суд.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения иска.
Третьи лица в судебное заседание суда первой инстанции не явились, представили заявление, в котором исковые требования поддержали.
Третье лицо в судебном заседании суда первой инстанции явилась, также полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом постановлено: признать незаконным отказ Департамента городского имущества города Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Истцом и членами его семьи договор социального найма жилого помещения.
С указанным решением не согласился представитель Департамента жилищной городского имущества г. Москвы по доверенности, подав соответствующую мотивированную апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности, который доводы апелляционной жалобы поддержал, а также истец и третье лицо, которые возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Суд первой инстанции, при вынесении решения, руководствовался положениями ст. ст. 60, 93, 67 ЖК РФ, ст. 101 ЖК РСФСР, а также положениями Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений».
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорное жилое помещение, было предоставлено Истцу и членам его семьи в качестве служебного жилого помещения в связи со службой в органах внутренних дел на основании ордера, выданного Исполнительным комитетом Черемушкинского районного совета депутатов трудящихся г. Москвы 06.03.1975 в соответствии с решением N 2318-84 Черемушкинского РИК.
В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы по месту жительства Истец и члены его семьи, они проживают в спорной квартире с 11.04.1975.
Из представленной истцом трудовой книжки следует, что он проходил службу в ОВД ГУВД Мосгорисполкома непрерывно в период с 06 декабря 1965 года по 10 марта 1988 года, срок службы составил 22 года 03 мес. 04 дня.
Из пояснений истца следует, что спорная квартира является единственным жилым помещением; с момента увольнения истца вся семья продолжала проживать на спорной жилой площади.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными правовыми нормами, а также положениями Постановления Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», учитывая тот факт, что истцы проживают на спорной площади с 1975 года, используют спорную квартиру по назначению, зарегистрированы в ней, оплачивают коммунальные услуги, пришел к выводу о том, что спорная квартира может быть передана истцу по договору социального найма.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что у истца возникло право пользования спорной площадью, находящейся в собственности города Москвы, между сторонами фактически возникли правоотношения, вытекающие из договора социального найма, обязанность по оформлению которого лежит на наймодателе жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствие со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
На момент предоставления истцу служебного жилого помещения действовал ЖК РСФСР, согласно ст. 101 которого, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданам, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета Совета народных депутатов г. Москвы.
В силу ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании служебного ордера, выданного исполкомом Исполнительным комитетом Черемушкинского районного совета депутатов трудящихся г. Москвы, то есть изначально находилось в муниципальной собственности.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена истцу в соответствии с действующим на тот период законодательством.
В соответствие со ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
К истцу и членам его семьи иск о выселении не предъявлялся.
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежития, служебных помещений и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истец в силу закона приобрел в отношении предоставленной им квартиры все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в ней длительное время, зарегистрированы в спорной квартире, оплачивают коммунальные услуги.
В соответствие со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Статьей 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещениях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 N 711-ПП, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы, предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, либо с проживающими в таких жилых помещениях членами семьи умерших граждан, проработавших в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджета 10 и более лет, за исключением случаев, установленных положениями пункта 1.2.1, пункта 1(1) настоящего Положения, заключаются на занимаемые ими жилые помещения:
1.1. Договоры социального найма жилых помещений в случае, если занимаемое жилое помещение предоставлено гражданам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, предоставленных гражданам на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, по договорам социального найма жилых помещений приложения 1 к настоящему Положению.
Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения, ранее предоставленного гражданину по договору субаренды или в качестве служебного, по договору социального найма, суд первой инстанции правомерно исходил из продолжительности периода работы гражданина в организации, предоставившей жилое помещение.
Учитывая, что истец проходил службу в ОВД ГУВД Мосгорисполкома непрерывно в период с 06 декабря 1965 года по 10 марта 1988 года, срок службы составил 22 года 03 мес. 04 дня, суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 04 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности — без удовлетворения.


Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос