Апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33-10414/2019

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мищенко О. А.,
судей Морозовой Д. Х., Демидовой Э. Э.,
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д. Х.
гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований об обязании заключить договор социального найма жилого помещения — отказать,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о возложении на ответчика обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование иска указали, что постоянно зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире.
Жилое помещение предоставлено семье Истца (она, супруг, сын) 19 апреля 1990 года на основании решения N 2213 Черемушкинского районного совета народных депутатов исполнительного комитета в связи с работой заявителя в ПРЭО Черемушкинского района.
Так, в период времени с 01 апреля 1985 года истец осуществляла работу в должности дворника ДЭЗ-403, с 01 августа 1986 года переведена на должность техника, с 02 сентября 1987 года — рабочий по дому, впоследствии с 18 июля 1988 года переведена в РЭУ N 4 на должность рабочей по комплексной уборке, с 29 марта 1992 года осуществляла работу в должности рабочей по комплексной уборке и содержанию домовладений РЭУ — 14 ЮЗАО, 30 июля 1992 года уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР по уходу за ребенком до 14 лет.
В 2009 году спорное жилое помещение передано в собственность г. Москвы, утратив статус служебного жилого помещения, истцы длительное время проживают в квартире, несут расходы по содержанию жилого помещения и оплате жилищно-коммунальных услуг, следовательно, приобрели право пользования на условиях договора социального найма, при указанных обстоятельствах, у ответчика отсутствуют основания для отказа истцам в заключении договора социального найма.
Истец в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель истцов по доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, не согласившись с которым истцом подана апелляционная жалоба.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи.
В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении. Договор социального найма жилого помещения заключаемся по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 — 3 статьи 685 настоящего Кодекса.
Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается по основаниям, на условиях и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.
К такому договору применяются правила частей первой и второй статьи 678, пункта 3 статьи 681 и статьи 686 настоящего Кодекса.
Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Положениями ч. 1 ст. 63 ЖК РФ предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Судом установлено и как следует из материалов дела, на основании решения Черемушкинского районного совета народных депутатов Исполнительного комитета N 2213 от 04 апреля 1990 года утверждено решение администрации ПРЭО о предоставлении в пользование семье Истца (она, муж, сын) служебной жилой площади в домах работникам системы ПРЭО — двухкомнатной квартиры, жилая площадь является служебной на основании решений исполкома Брежневского района N 4010 от 10 июня 1987 года, Черемушкинского района N 18/9-105 от 23 апреля 1981 года, N 24/10-8 от 11 мая 1982 года.
С учетом представленных в материалы дела жилищных документов, на спорной площади зарегистрированы истцы.
Жилое помещение принадлежит городу Москве, о чем 06 октября 2009 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр недвижимости.
11 мая 2017 года Истец обратился к ответчику по вопросу заключения договора социального найма на жилое помещение.
В заключении договора социального найма ответчиком отказано по мотиву отсутствия соответствующих оснований, предусмотренных законом.
Исходя из представленной копии трудовой книжки, истец в период времени с апреля 1985 года по 30 июля 1992 года осуществляла работу в Производственном жилищно-ремонтном объединении ДЕЗ-43, РЭУ N 4 Черемушкинского ПРЭО, РЭУ-14 ЮЗАО, уволена 30 июля 1992 года по ст. 31 КЗОТ РСФСР по уходу за ребенком до 14 лет.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности адрес, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», — настоящее постановление распространяется на служебные жилые помещения, предоставленные до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения, утвержденного названным Постановлением, с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета адрес 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма.
Пунктом 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или служебному ордеру, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 года N 711-ПП, предусмотрено, что с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшими в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, менее 10 лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в статье 20 вышеназванного Закона города Москвы, при наличии одного из следующих оснований:
увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, в связи с выходом его на пенсию по старости (п. 1);
получения работником, которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, инвалидности I и II групп, которая наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей (п. 2);
смерти работника органа государственной власти или организации (предприятия), которому жилое помещение было предоставлено на условиях субаренды или в качестве служебного жилого помещения (п. 3); увольнения работника органа государственной власти или организации (предприятия) в связи с ликвидацией этого органа государственной власти или организации (предприятия) либо по сокращению численности или штата работников (п. 4).
В силу ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 п. 6 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (в редакции, действовавшей до 18 июня 2008 года), граждане признавались нуждающимися в жилых помещениях, если они не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения и проживают в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания).
Разрешая спор и отказывая истцам в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Истец в организации, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, проработала менее 10 лет, уволена по иным основаниям, при этом, с учетом вышеприведенной нормы, изложенной в пункте 3 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 05 августа 2008 года N 711-ПП, не относится к категории лиц, с которыми закон связывает возможность заключения договора социального найма, решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма Департаментом городского имущества г. Москвы не принималось, нуждающимися в получении жилого помещения истцы в установленном порядке не признаны, на жилищном учете не состоят. Спорное жилое помещение, на которое претендуют истцы, предоставлялось как служебное жилье, из специализированного жилищного фонда не исключалось, специализированный статус служебного жилья до настоящего времени не утрачен, при этом стаж работы истца в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, составляет менее 10 лет, в связи с чем правовых оснований для заключения с истцами договора социального найма на занимаемое жилое помещение, не имеется.
Из материалов дела следует, что спорная квартира предоставлена Истцу в качестве служебного жилого помещения на основании ордера, выданного Черемушкинским РИК, при этом каких-либо доказательств того, что спорное жилое помещение когда-либо находилось в ведении государственных или муниципальных предприятий (учреждений), материалы дела не содержат.
Таким образом, спорное жилое помещение относилось к объектам государственной собственности, было расположено на территории, находящейся в ведении исполнительных органов власти (местной администрации), то есть в силу прямого указания закона было отнесено к муниципальной собственности (п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и абз. 2 п. 1 Приложения N 3 к названному Постановлению).
Право муниципальной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и является юридически действительным в отсутствие его государственной регистрации (п. 1 ст. 6).
Регистрация права собственности г. Москвы 06 октября 2009 года производилась в соответствии с требованиями закона, а не в связи с какими-либо распоряжениями органов власти о передаче помещений в спорном многоквартирном доме из федеральной собственности в собственность города Москвы.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение находилось в ведении органов исполнительной власти города Москвы, государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) не принадлежало, в качестве общежития не использовалось, актов или распоряжений органов власти о передаче помещений в данном многоквартирном доме из федеральной собственности либо из ведения государственных или муниципальных предприятий (учреждений) в собственность города Москвы материалы дела не содержат, в связи с чем оснований для применения ст. 7 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» у суда не имелось.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по существу разрешенного спора.
Как следует из материалов дела, стороной истца в обоснование требований была представлена светокопия трудовой книжки и вкладыша к ней истца, согласно которым ее стаж работы в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, составляет по совокупности более 10 лет.
При этом действующее законодательство не содержит указания на то, что заявитель должен проработать 10 и более лет в организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы непосредственно в одной организации (на одном месте).

При этом, материалами дела подтверждается, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в 1990 году на законных основаниях, истцы с указанного периода несли расходы по его обслуживанию и содержанию.
Кроме того, доказательств того, что с момента увольнения истца 30 июля 1992 года собственник спорного жилого помещения обращался к ней с требованиями об освобождении данного жилого помещения, материалы дела не содержат, таким образом, фактически им признавалось законное права Истца и членов ее семьи на занятие спорного жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истцов о возложении на ДГИ г. Москвы обязанности по заключению с ними договора социального найма спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2018 года — отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с Истцом договор социального найма жилого помещения с включением в договор члена семьи Истца.


Контакты

Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос