Правовые аспекты государственного контроля в сфере трудовых отношений: новеллы законодательства 2025 года

В правовом поле Российской Федерации наблюдается существенное усиление нормативно-правового регулирования в сфере противодействия неформальной занятости. Государственные органы, в первую очередь Федеральная налоговая служба России (далее — ФНС России) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Минтруд России), реализуют комплексный межведомственный подход, направленный на выявление и пресечение случаев нарушения трудового и налогового законодательства при оформлении трудовых отношений.
С 2025 года нормативно-правовая база пополнилась новыми правовыми инструментами, в том числе расширенным перечнем индикаторов риска, усиленной работой межведомственных комиссий и внедрением системы контрольно-надзорных мероприятий ФНС России для противодействия случаям подмены трудовых отношений гражданско-правовыми договорами с самозанятыми гражданами. Данные меры имеют особую актуальность для отраслей экономики с высоким уровнем трудоемкости, включая клининговые услуги, техническую эксплуатацию, строительство, складскую логистику и сферу заемного труда (аутстаффинг).
Настоящая статья содержит анализ ключевых правовых аспектов данной проблематики.

1. Нормативно-правовая база государственного контроля в сфере трудовых отношений.
1.1. Ключевые законодательные акты
Правовое регулирование государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и выявлением неформальной занятости базируется на следующих нормативно-правовых актах:
1.Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающий в части 3 статьи 67 правовые основы создания и функционирования межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, пункт 2 части 2 статьи 54.1, закрепляющий критерии разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений для целей налогообложения.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации, в том числе статьи 341.1 и 341.1-2, регламентирующие порядок временного направления работников к другим работодателям (аутстаффинг).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № 833н (в редакции от 28 ноября 2024 года), устанавливающий индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.
1.2. Подзаконные акты и разъясняющие документы
Дополнительное правовое регулирование обеспечивается следующими актами:
1. Письмо ФНС России от 24 января 2025 года № СД-4-2/647@, актуализирующее показатели нормативной фискальной нагрузки для отрасли клининга и технической эксплуатации.
2. Письмо ФНС России от 26 апреля 2024 года № СД-4-2/4985@, изначально устанавливающее данные показатели.
3. Методические рекомендации и разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам выявления неформальной занятости и подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

2. Межведомственное взаимодействие при осуществлении контрольно-надзорных функций.
2.1. Межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости
С 1 марта 2024 года функционирует правовой механизм межведомственных комиссий, созданных в соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Данные комиссии представляют собой коллегиальные органы, объединяющие полномочия:
• Федеральной налоговой службы России
• Министерства труда России
• Территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (государственных инспекций труда)
2.2. Информационное взаимодействие государственных органов
Министерством труда утвержден исчерпывающий перечень сведений, передаваемых Федеральной налоговой службой в межведомственные комиссии и государственные инспекции труда, в том числе данные, составляющие налоговую тайну. Данный механизм позволяет значительно повысить эффективность выявления нарушений путем комплексного анализа информации, поступающей из различных источников.
2.3. Ведение реестра работодателей с выявленными нарушениями
С 1 января 2025 года Федеральная служба по труду и занятости приступила к ведению общедоступного реестра работодателей, в отношении которых установлены факты неформальной занятости. Включение в данный реестр влечет существенные репутационные и административно-правовые риски для хозяйствующих субъектов, включая:
• Ограничение возможности участия в государственных и муниципальных закупках
• Повышенное внимание со стороны контрольно-надзорных органов
• Затруднения при взаимодействии с кредитными организациями
• Негативное влияние на деловую репутацию

3.Индикаторы риска как правовой механизм выявления нарушений трудового законодательства.
3.1. Правовая природа и значение индикаторов риска
Индикаторы риска нарушения обязательных требований представляют собой формализованные параметры, соответствие которым свидетельствует о высокой вероятности нарушения трудового законодательства. Их правовое значение заключается в формировании основания для проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с риск-ориентированным подходом к осуществлению государственного контроля.
3.2. Расширенный перечень индикаторов риска
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № 833н (в редакции от 28 ноября 2024 года) существенно расширил перечень индикаторов риска. С января 2025 года к числу ключевых индикаторов относятся:
3.2.1. Выплата заработной платы ниже МРОТ
Начисление заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда более чем 60 работникам, если их доля составляет 50% и более от общей численности работников. Данный индикатор направлен на выявление массовых нарушений требований части 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ.
3.2.2. Использование самозанятых в качестве замены трудовых отношений
Взаимодействие с более чем 35 плательщиками налога на профессиональный доход, доход которых от данной организации превышает 35 000 рублей в месяц, при продолжительности сотрудничества более 3 месяцев, если доля дохода от данной организации составляет 90% и более от общего дохода самозанятого лица. Этот индикатор позволяет выявлять случаи фактической подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
3.2.3. Существенное сокращение фонда оплаты труда
Сокращение фонда оплаты труда на 80% и более без соответствующего изменения численности работников (применяется для организаций с численностью 15 и более сотрудников). Данный индикатор направлен на выявление случаев перевода заработной платы в «серую» зону.
3.2.4. Специальные требования для медицинских организаций
Снижение заработной платы в отчетном квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у 25% и более работников, относящихся к категориям «врачи», средний и младший медицинский персонал. Этот индикатор учитывает особенности регулирования оплаты труда в сфере здравоохранения.
3.3. Дополнительные индикаторы риска для включения в план межведомственных проверок
Помимо указанных выше индикаторов, основанием для включения работодателей в перечень субъектов, подлежащих контрольно-надзорным мероприятиям, служат следующие обстоятельства:
1. Начисление заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) не менее чем 10 работникам, если их доля составляет более 10% от общей численности работников (без учета выплат по гражданско-правовым договорам).
2. Выявление признаков неформальной занятости по результатам проведенных налоговых проверок.
3. Сотрудничество с более чем 10 плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятыми), среднемесячный доход которых от данной организации превышает 20 000 рублей при продолжительности сотрудничества более 3 месяцев.
4. Отклонение среднемесячной заработной платы на 35% и более в сторону понижения от среднего значения по соответствующему субъекту Российской Федерации для соответствующего вида экономической деятельности (по ОКВЭД).

4. Правовая квалификация подмены трудовых отношений и контрольно-надзорная деятельность.
4.1. Правовое регулирование и механизм контроля за самозанятыми
С января 2025 года Федеральная налоговая служба России внедрила систему контрольно-надзорных мероприятий, направленную на выявление случаев использования статуса «самозанятый» для фактической подмены трудовых отношений. Данная практика получила широкое распространение в связи с желанием хозяйствующих субъектов оптимизировать налоговые обязательства и страховые взносы.
4.2. Критерии разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации и сложившейся судебной практикой, к основным критериям, позволяющим установить фактическое наличие трудовых отношений, относятся:
1. Организационная зависимость исполнителя от заказчика:
• Исполнитель фактически осуществляет трудовую деятельность под управлением и контролем заказчика
• Соблюдение исполнителем правил внутреннего трудового распорядка заказчика
•Интеграция исполнителя в организационную структуру заказчика
• Наличие должностных инструкций и регламентов, обязательных для исполнителя
2. Отсутствие предпринимательской самостоятельности:
• Отсутствие реальной самостоятельности в организации процесса выполнения задач
• Ограниченное право распоряжения результатами своего труда
• Выполнение работы лично, без привлечения третьих лиц
• Использование оборудования, материалов и инструментов заказчика
3. Особенности выплаты вознаграждения:
• Регулярный характер выплат с фиксированным размером
• Доходы от деятельности составляют основную часть совокупного дохода исполнителя
• Экономическая зависимость исполнителя от заказчика
• Отсутствие предпринимательского риска у исполнителя
4.3. Технологии выявления подмены трудовых отношений
Федеральная налоговая служба активно использует данные информационной системы «Мой налог» и налоговой отчетности работодателей для выявления подобных нарушений. Применяемые технологии позволяют:
• Анализировать частоту и регулярность выплат самозанятым
• Устанавливать долю дохода самозанятого от конкретного заказчика
• Отслеживать длительность сотрудничества
• Выявлять факты одновременного получения дохода от бывшего работодателя после перехода в статус самозанятого
4.4. Правовые последствия переквалификации отношений
В случае переквалификации гражданско-правовых отношений с самозанятыми в трудовые правоотношения, организации обязаны:
• Произвести доначисление налога на доходы физических лиц за весь период фактических трудовых отношений
• Исчислить и уплатить страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
• Уплатить соответствующие штрафные санкции и пени за несвоевременную уплату налогов и взносов
• Оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями трудового законодательства

5. Отраслевая специфика государственного контроля в сфере трудовых отношений.
5.1. Проект «Обеление» в сфере клининга и технической эксплуатации
С 2025 года Федеральная налоговая служба усиливает контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов, осуществляющих деятельность в сфере клининга и технической эксплуатации, в рамках проекта «Обеление». Письмо ФНС России от 24 января 2025 года № СД-4-2/647@ актуализирует показатели нормативной фискальной нагрузки, установленные ранее письмом от 26 апреля 2024 года № СД-4-2/4985@.
5.1.1. Правовое значение установленных показателей
Установленные показатели имеют рекомендательный характер и предназначены для:
1. Самостоятельной оценки налоговых рисков налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в области клининга и технической эксплуатации.
2. Информирования заказчиков услуг о потенциальных правовых рисках, связанных с участием в схемах уклонения от уплаты налогов и страховых взносов.
5.1.2. Информационное обеспечение проекта «Обеление»
В электронном сервисе «Прозрачный бизнес» функционирует раздел «Отраслевые нормативные показатели», где хозяйствующие субъекты могут осуществить сравнительный анализ собственной фискальной нагрузки с рекомендуемыми значениями. Существенное отклонение от нормативных показателей является одним из факторов, влияющих на формирование плана контрольно-надзорных мероприятий Федеральной налоговой службой.
5.2. Особенности правового регулирования в трудоемких отраслях экономики
5.2.1. Строительная отрасль
Строительная отрасль характеризуется высоким уровнем проектной занятости и сезонным характером работ, что создает почву для распространения неформальной занятости. К специфическим правовым рискам в данной отрасли относятся:
• Применение генеральными подрядчиками многоуровневых схем субподряда для «размывания» ответственности за нарушения трудового законодательства
• Использование систем оплаты труда, предусматривающих значительную долю неофициальных выплат
• Привлечение иностранных работников без надлежащего оформления разрешительных документов
5.2.2. Складская логистика
В сфере складской логистики распространены следующие формы нарушений трудового законодательства:
• Привлечение работников через посреднические организации без фактического трудоустройства
• Применение сдельных систем оплаты труда с частичной выплатой вознаграждения в неофициальном порядке
• Использование труда самозанятых для выполнения функций, фактически идентичных трудовым обязанностям штатных сотрудников
5.2.3. Аутстаффинг
В соответствии со статьями 341.1 и 341.1-2 Трудового кодекса Российской Федерации, аутстаффинг предполагает временное направление работников исполнителя к заказчику для выполнения трудовых функций под управлением последнего. При этом императивным требованием является наличие трудовых отношений между работниками и исполнителем (статья 20 Трудового кодекса РФ).
Основные правовые риски в сфере аутстаффинга включают:
• Отсутствие надлежащего оформления трудовых отношений между предоставляемым персоналом и организацией-исполнителем
• Нарушение требований об обязательной аккредитации частных агентств занятости
• Применение договоров аутстаффинга в ситуациях, когда законодательством установлены ограничения на использование заемного труда

6. Правовые последствия нарушений и механизмы минимизации рисков.
6.1. Юридические последствия выявленных нарушений
6.1.1. Налоговые последствия

При выявлении нарушений, связанных с подменой трудовых отношений, налогоплательщик может столкнуться со следующими налоговыми последствиями:
• Доначисление налога на доходы физических лиц по ставке 13% (15% для доходов, превышающих 5 млн. рублей)
• Начисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (около 30% от суммы вознаграждения)
• Штрафные санкции в размере 20% от суммы неуплаченного налога (статья 122 НК РФ), а при установлении умысла — 40%
• Пени за просрочку исполнения налоговых обязательств (1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки)
• Отказ в признании расходов для целей налогообложения прибыли
6.1.2. Административная ответственность
Нарушение трудового законодательства влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
• Для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей
• Для индивидуальных предпринимателей — штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей
• Для юридических лиц — штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей
При повторном нарушении размер штрафа увеличивается, а для должностных лиц возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
6.1.3. Гражданско-правовые последствия
В случае переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые возникают следующие гражданско-правовые последствия:
• Обязанность заключения трудового договора и оформления трудовой книжки
• Необходимость выплаты компенсации за неиспользованный отпуск за весь период фактических трудовых отношений
• Возможность обращения работника с требованием о компенсации морального вреда
• Риск признания недействительными договоров с контрагентами и взыскания убытков
6.2. Правовые механизмы минимизации рисков
6.2.1. Для работодателей

1. Аудит существующих трудовых отношений:
• Анализ структуры трудовых ресурсов с учетом налоговых обязательств, страховых взносов и социальных гарантий
• Контроль соотношения штатных и привлеченных работников
• Регулярный мониторинг соответствия показателей компании отраслевым нормативам
2. Документальное оформление отношений с самозанятыми:
• Заключение гражданско-правовых договоров с четким определением предмета и порядка выполнения работ (оказания услуг)
• Обеспечение реальной самостоятельности исполнителя в организации процесса выполнения работ
• Исключение элементов трудовых отношений (подчинение правилам внутреннего распорядка, график работы и т. д.)
• Недопустимость включения в договоры положений о регулярных выплатах, аналогичных заработной плате
3. Диверсификация контрагентов:
• Установление лимитов на общее число привлекаемых самозанятых
• Контроль за тем, чтобы доля дохода самозанятого от одного заказчика не превышала установленных пороговых значений
• Недопустимость перевода бывших работников в статус самозанятых при сохранении фактического характера отношений
6.2.2. Для заказчиков услуг
1. Проверка контрагентов:
• Осуществление проверки налоговой нагрузки контрагентов с использованием информационного сервиса «Прозрачный бизнес»
• Требование документального подтверждения правового статуса привлекаемых сотрудников
• Проверка наличия аккредитации аутстаффинговой компании в Министерстве труда и социальной защиты РФ
2. Документальное оформление отношений:
• Включение в договоры положений о гарантиях соблюдения контрагентом трудового и налогового законодательства
• Требование от контрагента документального подтверждения трудоустройства персонала
• Включение в договоры условий об ответственности контрагента за нарушение норм трудового законодательства

7. Заключение: правовые тенденции и перспективы развития регулирования.
Усиление контрольно-надзорных функций Федеральной налоговой службы и Министерства труда и социальной защиты РФ в 2025 году формирует новые правовые вызовы для субъектов предпринимательской деятельности. Можно выделить следующие основные тенденции развития правового регулирования в данной сфере:
1. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности:
• Расширение практики использования данных информационных систем для выявления нарушений
• Внедрение автоматизированных алгоритмов выявления подозрительных схем организации трудовых отношений
• Усиление межведомственного информационного взаимодействия
2. Риск-ориентированный подход:
• Дальнейшее расширение перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований
• Повышение точности критериев отбора субъектов для проведения контрольно-надзорных мероприятий
• Фокусирование внимания на отраслях с высоким уровнем риска нарушений
3. Ужесточение ответственности:
• Тенденция к увеличению размеров штрафных санкций за нарушения трудового законодательства
• Расширение практики привлечения к ответственности не только непосредственных работодателей, но и заказчиков услуг
• Усиление репутационных рисков через ведение публичных реестров нарушителей

В условиях описанных тенденций субъектам предпринимательской деятельности рекомендуется осуществлять регулярный мониторинг изменений в законодательстве и правоприменительной практике, а также использовать профессиональную юридическую поддержку при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности. Своевременная адаптация к новым нормативно-правовым требованиям позволит минимизировать риски привлечения к ответственности, доначисления налоговых платежей и репутационных потерь.


Трудовое право становится полем сложнейших юридических баталий в свете усиления контроля со стороны ФНС и Минтруда. В моей адвокатской практике регулярно встречаются случаи, когда бизнес подвергается значительным доначислениям из-за неправильного оформления отношений с самозанятыми или ошибок в договорах аутстаффинга. Помогая компаниям правильно структурировать трудовые отношения, я не раз сталкивалась с ситуациями, когда своевременная юридическая поддержка помогала избежать многомиллионных штрафов и налоговых претензий.
В условиях новых правил игры критически важно опираться на актуальный опыт взаимодействия с контролирующими органами.


Телефон: +7(905)-724-99-88
Электронная почта: Задать вопрос со смартфона

Вконтакте: Моя страница
Телеграм : Жилищный вопрос