Коронавирус и уголовное право: позиция Верховного суда

Обзором от 21.03.2020г. по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 разъяснены некоторые вопросы применения уголовного законодательства, в частности, применение новых правовых норм об ответственности за распространение заведомо ложной информации об эпидемии:

1. Относятся ли обстоятельства распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан, на которые указано в примечании к статье 2071 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) и в пункте 2 примечаний к статье 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)?

Да, относятся, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий.

2. Каковы критерии разграничения административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 9 и 10 статьи 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности по статье 2071 УК РФ в случаях распространения физическим лицом в средствах массовой информации, а также в информационнотелекоммуникационных сетях заведомо недостоверной информации о новой коронавирусной инфекции (COVID-19) под видом достоверных сообщений?

Действия физического лица могут содержать признаки уголовно наказуемого деяния и квалифицироваться по статье 2071 УК РФ в случаях, когда они состоят в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, в том числе об обстоятельствах распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, и такое распространение заведомо ложной информации с учетом условий, в которых оно осуществляется, цели и мотивов совершаемых действий (например, для того, чтобы спровоцировать панику среди населения, нарушения правопорядка), представляет реальную общественную опасность и причиняет вред охраняемым уголовным законом отношениям в сфере обеспечения общественной безопасности.
При этом публичный характер распространения заведомо ложной информации может проявляться не только в использовании для этого средств массовой информации и информационнотелекоммуникационных сетей, но и в распространении такой информации путем выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов и т.п.

3. Возможна ли уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозиции статьи 2071 УК РФ, если оно совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, устанавливающего преступность этого деяния, но пресечено в период, когда указанная статья уже действовала?
Наступает ли ответственность по статье 2072 УК РФ за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, совершенное до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, в случаях, когда последствия этих действий в виде причинения вреда здоровью человека, смерти человека или иные тяжкие последствия наступили после вступления его в силу?

Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации, указанной в диспозициях статьи 2071 или статьи 2072 УК РФ, если деяние этим лицом совершено до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ, то есть до 1 апреля 2020 года, в том числе и в случаях, когда общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 2072 УК РФ, наступили в период действия нового уголовного закона. Если публичное распространение заведомо ложной информации начато до вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ и продолжалось после установления уголовной ответственности, то уголовно наказуемыми могут быть признаны только те действия, которые были совершены в период начиная с 1 апреля 2020 года, при этом обязательным условием ответственности по статье 2072 УК РФ является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями.

4. Можно ли отнести к общественно значимой информации применительно к диспозиции статьи 2072 УК РФ информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, являющуюся предметом преступления, предусмотренного статьей 2071 УК РФ?

По смыслу уголовного закона предмет преступления, предусмотренного статьей 2072 УК РФ, является более широким по отношению к предмету преступления, предусмотренного статьей 2071 УК РФ. В частности, согласно части 11 статьи 153 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в редакции от 3 апреля 2020 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общественно значимой признается информация, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Поэтому к общественно значимой информации может быть отнесена также информация об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и 18 безопасности граждан, и (или) о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств.
С учетом этого публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, о которой идет речь в примечании к статье 2071 УК РФ, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, смерть человека или иные тяжкие последствия, квалифицируется по соответствующей части статьи 2072 УК РФ.
Если в результате этих действий указанные последствия не наступили, содеянное надлежит квалифицировать по статье 2071 УК РФ.

5. Каковы критерии разграничения административной ответственности, предусмотренной частями 101 и 102 статьи 13.15 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной статьями 2071 и 2072 УК РФ?

Такое разграничение следует проводить по субъекту правонарушения.
Административная ответственность за деяния, предусмотренные частями 101 и 102 статьи 13.15 КоАП РФ, установлена только для юридических лиц.
Граждане, в том числе должностные лица, руководители юридического лица, при наличии в их действия состава преступления, предусмотренного статьей 2071 или 2072 УК РФ, могут быть привлечены к уголовной ответственности.


Комментарий Адвоката Полины Кобзевой:
Как известно, с 1 апреля 2020 года в Уголовном кодексе появились новые положения об ответственности  за распространение недостоверной, заведомо для распространителя ложной «общественно значимой» информации.
Одна из них (статья 207.2)  предусматривает ответственность только при наступлении тяжких последствий , другая (статья 207.1) считает преступлением сам факт публикации заведомо ложных сведений .
Однако Кодекс об административных правонарушениях содержит практически аналогичные статьи, что вносит путаницу в правоприменения, а именно:
П.10.1. ст. 13.15 КОАП РФ: Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. (часть 10.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
П.10.2. ст. 13.15 КоАП РФ: Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой. (часть 10.2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
ВС РФ уточнил, что сведения о пандемии являются именно такими «общественно значимыми « сведениями.
Кроме того, Верховный суд разграничил административную ответственность (она касается юридических лиц) и уголовную (касается граждан, в т.ч. руководителей юридических лиц).
Таким образом, опубликовав заведомо ложные сведения, журналист подлежит уголовной ответственности, а его газета будет оштрафована, также может быть привлечен к уголовной ответственности главный редактор.
Ответственность при этом наступает, только если сведения опубликованы ПОСЛЕ введения в действие уголовных статей, то есть после 1 апреля 2020 года.
При этом удалять ранее опубликованные статьи необязательно.


Контакты

Фейсбук: Моя страница
Фейсбук Мессенджер : Задать вопрос